Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе
Усачева Ольга Александровна, учитель ИЗО
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза
Г.А. Вартаняна»
Аннотация. Композиция является основой изобразительного искусства и играет ключевую роль в создании гармоничных и выразительных произведений. Эта статья посвящена методам и приемам преподавания композиции в школьном курсе изобразительного искусства. Рассматриваются разнообразные подходы, упражнения и примеры, которые помогут учащимся развивать навыки композиционного мышления и применять их в своей творческой практике.
Ключевые слова: композиция, изобразительное искусство, методика преподавания, художественное образование, визуальные элементы.
Композиция в искусстве — это не просто расположение объектов на плоскости; это целая система, которая объединяет все элементы произведения в единую целостность. Она определяет, как зритель воспринимает работу, и влияет на эмоциональное воздействие произведения. В школьном образовании важно не только знакомить учащихся с теорией композиции, но и развивать у них практические навыки ее применения. Это поможет им создавать более выразительные и глубокие работы.
Начать обучение композиции можно с изучения основных принципов: баланса, контраста, ритма, акцента и единства. Преподаватель может начать с теоретического объяснения этих понятий, а затем предложить учащимся проанализировать примеры известных произведений искусства. Например, картина «Завтрак на траве» Эдуарда Мане отлично иллюстрирует баланс и акцент. Учащиеся могут обсудить, как размещение фигур и объектов создает гармонию и внимание к центру композиции.
После теоретической части можно перейти к практическим упражнениям. Одним из наиболее эффективных методов является создание композиций из простых геометрических фигур. Учащиеся могут использовать круги, треугольники и квадраты для создания абстрактных композиций, где они экспериментируют с различными расположениями и пропорциями. Это упражнение помогает понять, как разные формы могут взаимодействовать друг с другом и влиять на общее восприятие работы. Учитель может предложить задания с использованием определенных ограничений, например, создать композицию, используя только три фигуры, что заставит учащихся мыслить креативно и находить неожиданные решения.
Важно также учить учащихся видеть и использовать линию как основное композиционное средство. Линия может направлять взгляд зрителя, создавать ритм и динамику. В рамках занятия можно предложить ученикам нарисовать несколько линий в разных направлениях и обсудить, какое настроение они передают. Например, диагональные линии могут создавать ощущение движения и напряжения, тогда как горизонтальные линии часто ассоциируются с покоем. Это позволит учащимся осознанно подходить к выбору линий при создании своих работ.
Еще одним важным аспектом композиции является цвет. Учитель может организовать урок, посвященный теории цвета и его влиянию на восприятие композиции. Учащиеся могут экспериментировать с разными цветовыми сочетаниями в своих работах, создавая композиции, основанные на контрастах или гармониях. Например, используя цветовые круги, они могут видеть, как различные комбинации цветов влияют на общий настрой произведения. Задание может заключаться в создании двух аналогичных композиций, но с различными цветовыми палитрами, что поможет учащимся понять, как цвет меняет восприятие.
Также стоит уделить внимание принципу «золотого сечения» и правилам thirds. Эти методы помогают создавать визуально привлекательные композиции. Учитель может предложить учащимся использовать сетку для создания своих работ, что поможет им осознанно располагать элементы и избегать симметрии, которая иногда может сделать работу скучной. Например, в фотографии можно предложить учащимся делать снимки с учетом этих правил, что даст возможность увидеть, как они работают в реальных условиях.
Для того чтобы закрепить полученные знания, можно провести практические занятия на природе или в городе. Учащиеся могут создавать эскизы с натуры, обращая внимание на композиций. Это даст возможность наблюдать, как различные элементы взаимодействуют друг с другом в реальных условиях.
Например, работа с пейзажами позволяет не только оттачивать навыки композиции, но и развивает умение быстро анализировать окружающий мир.
Не менее важным аспектом обучения композиции является использование различных художественных техник и материалов. Учитель может предложить учащимся создавать композиции с использованием коллажа, пастели или акварели. Каждая техника имеет свои особенности и может открывать новые возможности для самовыражения. Например, работа с коллажем позволяет легко манипулировать формами и текстурами, создавая интересные визуальные эффекты. Это может вдохновить учащихся на дальнейшие эксперименты с композицией и формами.
Кроме того, важно организовать пространство для самовыражения учащихся. Учитель может предложить создать индивидуальные проекты, где каждый сможет выразить свои идеи и чувства через композицию. Это поможет учащимся почувствовать себя свободнее и уверенно в своих художественных поисках. Например, задание может заключаться в создании композиции, которая отражает личные переживания или важные события в жизни ученика. Это не только поможет развить их навыки, но и сделает занятия более значимыми и личными.
Также стоит отметить, что неотъемлемой частью обучения композиции является возможность получения обратной связи. Учитель должен создать условия для обсуждения работ учащихся, где каждый сможет получить конструктивные замечания и рекомендации. Это поможет развить у них умение воспринимать критику и использовать ее для своего роста. Например, во время выставки работ учащиеся могут рассказать о своих композициях и о том, какие решения они принимали в процессе работы. Это не только укрепляет навыки презентации, но и способствует формированию сообщества внутри класса.
В заключение, методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе требует внимательного подхода и разнообразия методов. Преподавание композиции не ограничивается только теоретическими знаниями, но включает в себя практические упражнения, эксперименты с различными материалами и техниками, а также поддержку самовыражения учащихся. Развивая навыки композиционного мышления, учитель не только способствует формированию художественного вкуса, но и помогает учащимся развивать критическое и креативное мышление, что будет полезно им в различных аспектах жизни. Таким образом, уроки композиции могут стать настоящим источником вдохновения и творчества для каждого ученика.
Список литературы
1. Виффен Валерии: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию \ пер. с англ. И.Гиляровой.- М: Изд. ЭКСМО - Пресс, 2021 - 64 с.ил.
2. Землякова, Г.М. Технологии и методики обучения изобразительному искусству: руководство к написанию курсовых работ : учеб.- метод. пособие / Г.М. Землякова. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. – 31 с. : обл.
3. Кузин, Ф.А. Диссертация : Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты / Ф.А. Кузин. – М. : Ось-89, 2011. – 448 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат