Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование мотивации к самоконтролю на уроках математики . Работа №72331

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование мотивации к самоконтролю на уроках математики
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К САМОКОНТРОЛЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Андрианова Марина Александровна, учитель

МБОУ «Лепёшкинская НОШ» д. Хардиково

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию мотивации к самоконтролю у младших школьников на уроках математики. Описывается важность самоконтроля как ключевого компонента в развитии самостоятельности и ответственности в учебной деятельности. Анализируются методы, направленные на развитие у учащихся умения оценивать и корректировать свои знания и действия, а также их роль в успешном освоении математических дисциплин. Рассматриваются пути повышения мотивации учащихся к самоконтролю через использование различных педагогических приемов и технологий.

Ключевые слова: самоконтроль, мотивация, математика, начальная школа, учебная деятельность, ответственность, самостоятельность.

 

Самоконтроль в обучении является важнейшим элементом, формирующим у учащихся способность к самостоятельной оценке своих знаний и достижений. Особенно актуальна эта тема на уроках математики, где учащиеся должны не только правильно усваивать новые математические концепции, но и уметь самостоятельно оценивать верность своих решений и действий. Формирование мотивации к самоконтролю у младших школьников требует систематического педагогического воздействия, поскольку в раннем школьном возрасте дети еще не полностью развили навыки рефлексии и саморегуляции. Учителю начальных классов необходимо создать такие условия, при которых дети будут заинтересованы не только в получении новых знаний, но и в том, чтобы уметь оценить свои достижения.

Самоконтроль является ключевым компонентом в успешном освоении математики, поскольку эта дисциплина требует высокой степени точности и систематичности в выполнении заданий. Умение ученика проверять свои ответы, корректировать ошибки и анализировать свой ход мыслей способствует более глубокому усвоению материала. Однако для того, чтобы младший школьник был заинтересован в самоконтроле, необходима соответствующая мотивация, которая должна быть заложена в учебном процессе. Без внутренней мотивации самоконтроль может стать механической процедурой, не способствующей реальному усвоению знаний.

На уроках математики самоконтроль помогает ученикам не только более осознанно подходить к выполнению заданий, но и развивать важные личностные качества: ответственность за результат, самостоятельность, критическое мышление. Важно, чтобы учитель поддерживал развитие этих качеств, направляя внимание детей на важность самооценки своих действий и их корректировки. Это способствует формированию навыков, которые пригодятся не только в математике, но и в дальнейшей учебной и жизненной деятельности.

Формирование мотивации к самоконтролю требует особого внимания учителя к организации учебного процесса. Важно, чтобы задачи, которые ставятся перед школьниками, были понятны и доступны для самостоятельной проверки. Одним из ключевых методов является создание позитивной учебной атмосферы, в которой ученик чувствует себя уверенно и может ошибаться, не боясь осуждения. Важно дать понять детям, что ошибки — это естественный элемент учебного процесса, который можно и нужно исправлять. Таким образом, самоконтроль становится важным элементом их работы, а не дополнительной нагрузкой.

Эффективным инструментом является использование приемов самопроверки. Учитель может предоставить ученикам возможность самостоятельно проверить свои решения по образцу или предложить задания с элементами самоконтроля. Например, выполнение упражнений, где учащиеся сначала решают задачу, а затем сравнивают свои результаты с правильными ответами, учит их внимательности и аккуратности. Такие приемы помогают детям осознать свои ошибки и самостоятельно искать пути их исправления.

Еще одним важным методом является систематическое поощрение стремления к самопроверке. Это может быть не только вербальная похвала, но и использование различных видов оценивания, при которых акцент делается на правильном выполнении заданий через самоконтроль. Учителю важно подчеркнуть, что умение обнаружить и исправить свои ошибки — это ценное качество, которое требует развития.

Для младших школьников игра является одним из естественных видов деятельности, и включение элементов игры в учебный процесс может способствовать развитию самоконтроля. Игровые задания, направленные на самостоятельную проверку и исправление ошибок, помогают детям развивать навыки анализа своих действий в непринужденной форме. Например, математические игры, где ученики должны решить задачу и проверить свой результат через решение головоломки или ребуса, делают процесс самопроверки более увлекательным.

Важно также использовать соревновательные элементы, при которых дети сравнивают свои результаты с результатами одноклассников. Однако такие игры должны быть организованы так, чтобы акцент делался на личных достижениях ребенка, а не на соперничестве с другими учениками. Это способствует формированию внутренней мотивации, направленной на саморазвитие, а не на внешние поощрения.

Формирование мотивации к самоконтролю на уроках математики является важной задачей учителя начальных классов, так как этот навык играет ключевую роль в развитии самостоятельности, ответственности и критического мышления учащихся. Самоконтроль помогает детям осознанно подходить к решению задач, проверять и корректировать свои действия, что в итоге ведет к более глубокому пониманию учебного материала. Использование различных методов, таких как самопроверка, игровая деятельность и поощрение самостоятельной работы, способствует развитию мотивации к самоконтролю и помогает ученикам стать более уверенными в своих силах.

 

Список литературы

1. Журавлева Г. Н. Интерес как фактор развития мотивации на уроках математики / Г. Н. Журавлева, Т. А. Лапшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 36 (535). — С. 231-235.

2. Кольберг Н. А. Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при разных вариантах обучения // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136).

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×