Доклад
Формирование у младших школьников эстетико-экологических отношений
Главной проблемой в формировании эстетико-экологических отношений является преодоление эстетической глухоты к природе. Восприимчивость к природно-прекрасному создает благоприятный эмоциональный фон взаимодействия человека и природы, лежит в основе любовного, бережного отношения к природной среде.
На первоначальном этапе гармония, красота воспринимаются лишь благодаря таким органам чувств, как зрение, слух, обоняние, без осознания ее причинной обусловленности, ее сути. Такое чувственно-наглядное восприятие присуще людям любого возраста, но для детей и, особенно, дошкольников и младших школьников оно имеет решающее значение, поскольку для них это по сути дела единственный путь эстетического освоения мира.
Когда только пришедшим в школу первоклассникам предложили выбрать из коллекции осенних листьев самый красивый, часть детей выбрала ярко-красный лист яблони, остальные – сложный по форме лист рябины. Причем один ребенок спросил: как выбирать – по форме или цвету. Последнее говорит о том, что уже в этом возрасте дети способны дифференцировать признаки проявления прекрасного. Самым некрасивым, «уродливым» дети назвали асимметричный, надорванный лист. Стремление к яркому, красочному у детей этого возраста прослеживается повсюду: детей привлекают яркие, блестящие камешки, радуга на небе, яркие значки, пуговицы.
Сохраняет свое значение чувственно-наглядное восприятие прекрасного и в более старшем возрасте, но оно становится уже более тонким, дифференцированным. С возрастом все чаще и чаще в качестве примера красивого школьники называют не предмет, а явление: игру цвета на росе, влажной речной гальке, молнию («красива неожиданностью своей формы»), ледоход.
Отсюда следует, что начинать пробуждать у ребенка чувство природно-прекрасного нужно с привлечения его внимания на то, к чему он более всего восприимчив, - на яркость красок, многоцветие, симметрию и сложность формы, игру света.
Организация эстетического восприятия детей – дело творческое, зависит от личности педагога, наблюдаемой природы, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В результате бесед на природе дети начинают задумываться над тем, что красота природы не есть что-то абстрактное, неопределенное, что она имеет свои формы проявления. Научить детей находить проявления прекрасного, довести до их сознания философский смысл природно-прекрасного – значит развить и углубить их эстетическое восприятие окружающего мира.
Большое внимание в привитии чувства природно-прекрасного должно быть уделено рисованию. В.А. Сухомлинский выводил ребят в поле, лес, на речку, чтобы они могли рисовать живую природу. Такие занятия учили не просто смотреть на природу, а пристально наблюдать, сравнивать, выделять для себя наиболее красивые элементы, воспроизводить эту красоту на бумаге. Подобные занятия способствуют постижению гармонии природы, эстетически и экологически правильного отношения к ней. Во многих школах устраиваются выставки детских рисунков о родной природе, о том, как дети берегут природу, проводятся конкурсы на лучший плакат по охране природы. Не менее эффективно и литературное творчество. «День на природе», «За что ты любишь природу», «Правильно ли мы относимся к природе» - распространенные темы школьных сочинений. Сам процесс творчества, анализ работ детей очень многое дает как в плане эстетического, так и в плане экологического воспитания.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат