"Коррекционная работа по развитию речи дошкольников с задержкой психического развития посредством фольклорных форм"
Своевременное выявление и коррекция недостатков развития дошкольников является одной из актуальных проблем современной специальной педагогики. С каждым годом детей с задержкой психического развития становиться больше
Речь – сложный психологический процесс, формируемый в первые годы жизни. Процесс формирования речи зависит от многих факторов: физиологическое развитие, социальная среда и т.д.
У дошкольников ЗПР имеют место все виды нарушения речи, имеющиеся и у дошкольников с нормальным развитием. У большинства детей ЗПР наблюдается сочетание различных дефектов речи. У детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в овладении навыками связной речи.
Фольклор способствует гармоничному развитию личности дошкольника ЗПР. По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны внедряться в процесс обучения и воспитания дошкольников, так как народное искусство характеризующееся простотой форм и образов особенно доступно для детского восприятия. Яркий и выразительный материал фольклора, содержит в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития.
Основная задача коррекционной работы по развитию речи с детьми с задержкой психического развития - это научить их грамматически и фонематически грамотно излагать свои мысли, составлять устный рассказ, что является важным для успешного обучения в школе, общении со взрослыми и сверстниками, формировании личностных качеств.
Фольклор оказывает всестороннее влияние на развитие речи, поэтому и является одним из важнейших средств приобщения детей ЗПР к литературе и культуре в целом. Народный фольклор можно так же назвать народной дидактикой. Формы фольклора разнообразны и выразительны, что позволяет педагогу найти эмоциональный контакт с каждым ребёнком и построить работу по преодолению отклонений в развитии речи на том материале, который будет интересен для каждого конкретного обучающегося. Простота и лаконичность устного народного творчества помогает простыми коррекционными средствами решать не простые задачи по преодолению дефектов в развитии речи. Материал малых фольклорных форм хорошо известен детям еще с младшего дошкольного возраста, близок к пониманию, предельно конкретен. Дети способны его быстро запомнить, что способствует развитию: памяти, воображения, мышления, а так же благоприятно влияет на развитие эмоционально - волевой сферы и речи ребёнка.
В дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его для коррекции связной речи дошкольников с задержкой психического развития.
Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.
Итак, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для плодотворного развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, дефектолог готовит ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формирует интонационную выразительность его речи. Для полноценного использования развивающего потенциала фольклор, следует применять не только на занятиях, но и в режимных моментах, что позволит создать благоприятную языковую среду.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат