ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Тютюнченко Наталья Владимировна, воспитатель МАДОУ
"ДЕТСКИЙ САД 4 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА"
г.Петропавловск -Камчатский.
Аннотация. Статья посвящена использованию тряпичных кукол как эффективного метода приобщения детей раннего возраста к истокам народной культуры. Рассматриваются история создания и значимость тряпичных кукол в народной культуре, их образовательные и воспитательные функции, а также практические рекомендации по их изготовлению и использованию в дошкольных учреждениях. Обсуждаются примеры игр и занятий с тряпичными куклами, которые способствуют развитию творческих способностей детей, их эмоционального интеллекта и социальных навыков.
Ключевые слова: тряпичная кукла, народная культура, ранний возраст, воспитание, творчество, социальные навыки, дошкольное образование.
Куклы играют важную роль в жизни детей, являясь не только игрушками, но и средствами развития, обучения и социализации. Особенно актуальны в этом контексте тряпичные куклы, которые представляют собой яркое проявление народной культуры. Они служат не только объектом игры, но и инструментом для передачи знаний о традициях, обычаях и истории народа. В условиях современного мира, где быстро развиваются технологии и стандарты, важно помнить о своих корнях и традициях, включая их в воспитательный процесс.
Тряпичные куклы имеют долгую и богатую историю, уходящую корнями в далекое прошлое. Они возникли как элемент народного искусства, который использовался в различных ритуалах, праздниках и играх. В каждой культуре тряпичная кукла имела свои особенности и символику. Например, в России они использовались для защиты дома, а в других странах могли иметь ритуальное значение.
Тряпичная кукла — это не просто игрушка; она является символом традиций и обычаев. С помощью кукол передавались знания о семейных ценностях, трудовых навыках, а также о культуре и истории народа. Дети, играя с тряпичными куклами, знакомились с фольклором, сказками и былинами, что формировало их культурную идентичность Образовательные и воспитательные функции тряпичных кукоЛ
1. Развитие творческих способностей. Тряпичные куклы могут служить отличным средством для развития творческих способностей детей. Изготовление кукол — это увлекательный процесс, который позволяет детям развивать мелкую моторику, креативность и воображение. Создавая своих персонажей, дети учатся придумывать истории и сценарии, что также способствует развитию их речи.
2. Социальное взаимодействие. Игра с тряпичными куклами способствует социализации детей. В процессе игры они учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать свои действия и принимать коллективные решения. Это формирует у детей навыки сотрудничества, уважения и эмпатии.
3. Эмоциональное развитие. Тряпичные куклы помогают детям выражать свои эмоции и чувства. Игры с куклами позволяют детям проживать различные ситуации, что способствует формированию эмоционального интеллекта. Дети учатся распознавать и понимать как свои эмоции, так и эмоции окружающих.
Практические рекомендации по изготовлению и использованию тряпичных кукол
1. Изготовление тряпичных кукол.Изготовление тряпичных кукол — это простой и увлекательный процесс, который можно организовать в группе или дома. Для создания кукол понадобятся простые материалы, такие как:
- Тряпки или старые футболки;
- Нитки и иголки;
- Картон для создания основы;
- Разнообразные декоративные элементы (пуговицы, ленты, ткань).
Этапы изготовления:
1. Выбор персонажа. Дети могут выбрать персонажа, которого они хотят создать, будь то сказочный герой или животное. 2. Создание основы. Из тряпок или картона изготавливается основа для куклы. 3. Оформление. Дети могут использовать декоративные элементы для придания индивидуальности своим куклам. 4. Пришивание или приклеивание. К детали основы прикрепляются остальные части куклы, создавая целостный образ.
2. Игры и занятия с тряпичными куклами. После изготовления кукол можно проводить разнообразные игры и занятия, которые способствуют развитию детей. Примеры игр:
1. Сказочные представления. Дети могут разыгрывать сказки, используя своих кукол в качестве персонажей. Это развивает их речь и творческое мышление.
2. Кукольный театр. Организация кукольного театра позволяет детям не только разыгрывать истории, но и разрабатывать сценарии, что развивает их коммуникативные навыки.
3.Творческие занятия. Дети могут придумать свои истории, основываясь на своем опыте, и разыгрывать их с помощью кукол, что позволяет развивать их воображение и креативность.
4. Ритуалы и традиции. Можно организовать занятия, посвященные народным праздникам и ритуалам, где куклы станут символами традиционной культуры.
Примеры внедрения тряпичных кукол в образовательный процесс
1. Тематические занятия. Можно организовать тематические занятия, посвященные культуре и традициям различных народов. Например, в рамках занятия о русской культуре можно рассказать детям о значении кукол в народных обрядах и обычаях.
2. Взаимодействие с родителями. Организация совместных мастер-классов с родителями по изготовлению тряпичных кукол поможет укрепить взаимодействие между детьми и их семьями. Это также позволит родителям ознакомиться с народными традициями и вместе с детьми создать что-то уникальное.
3. Участие в конкурсах и выставках. Дети могут участвовать в конкурсах и выставках кукол, что не только развивает их творческие способности, но и формирует уверенность в себе. Выставка созданных кукол в детском саду или на родительских собраниях поможет продемонстрировать достижения детей и их родителей.
Преимущества использования тряпичных кукол
1. Культурное обогащение
Использование тряпичных кукол в образовательном процессе помогает детям ознакомиться с культурным наследием своего народа и расширяет их представления о мире.
2. Развитие языковых навыков. Игры с тряпичными куклами способствуют развитию речевых навыков, улучшая произношение и расширяя словарный запас.
3. Формирование эмоциональной устойчивости. Дети, взаимодействуя с тряпичными куклами, учатся контролировать свои эмоции и выражать их, что способствует формированию эмоциональной устойчивости и способности к эмпатии.
В заключение можно отметить, что тряпичная кукла — это не просто игрушка, а мощный инструмент приобщения детей раннего возраста к истокам народной культуры. Она способствует развитию творческих способностей, речевых навыков и социальных взаимодействий. Воспитатели и родители могут активно использовать тряпичные куклы в образовательном процессе, что поможет создать увлекательную и познавательную среду для детей. Важно помнить, что приобщение к культуре начинается с малого — с игры, творчества и совместной деятельности, которые способствуют развитию и воспитанию гармоничной личности. Тряпичная кукла, как часть народной культуры, может стать тем связующим звеном, которое поможет детям понять и полюбить свои корни, а также развивать свои способности в различных сферах.
Список литературы
1.Веснина, Е. Н. Народная тряпичная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре и традициям своего народа / Е. Н. Веснина. —Текст :непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 310-313
2. 3.Заскалина, Т. А. Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы) / Т. А. Заскалина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 24-32.
3 Тарасова , О. Куклы —мотанки. Обереги для вашего дома, приносящие удачу, богатство, изобилие и счастье. О. Тарасова. — Харьков-Белгород, — 2014., — 126 страниц.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат