СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Тютюнченко Наталья Владимировна,
воспитатель МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД №4
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА" г. Петропавловск-Камчатский
Аннотация. В статье рассматривается метод сказкотерапии как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников. Сказкотерапия, как психолого-педагогический инструмент, помогает детям освоить основные нравственные ценности, такие как доброта, честность, сочувствие, ответственность. Рассматриваются практические примеры использования сказок в работе с дошкольниками, их влияние на эмоциональное и моральное развитие детей. Описаны основные техники работы со сказками, а также даны рекомендации для воспитателей по интеграции сказкотерапии в воспитательный процесс.
Ключевые слова: сказкотерапия, нравственное воспитание, дошкольники, воспитание, эмоциональное развитие, нравственные качества, воспитательный процесс.
Дошкольный возраст — ключевой этап в формировании личности ребёнка, когда закладываются базовые нравственные ориентиры, поведенческие модели и мировоззрение. В этот период важно направить детей на развитие таких качеств, как доброта, честность, взаимопомощь и ответственность. Одним из эффективных методов нравственного воспитания является сказкотерапия. Сказка, как один из самых доступных и привлекательных для детей видов искусства, помогает не только развивать фантазию, но и формировать у дошкольников понимание моральных ценностей.
Сказкотерапия — это методика, основанная на использовании сказок для коррекции поведения, развития эмоциональной сферы и формирования нравственных качеств у детей. Чтение и анализ сказок помогает дошкольникам осознать свои эмоции, понять поступки героев и провести параллели с реальной жизнью.
Цель данной статьи — рассмотреть метод сказкотерапии в контексте воспитания нравственных качеств у дошкольников, а также предложить практические рекомендации для воспитателей.
Сказка играет ключевую роль в развитии и воспитании детей, особенно в дошкольном возрасте. Во время слушания сказок дети погружаются в мир фантазии, что помогает им воспринимать сложные нравственные категории через образы и действия сказочных героев. Через конфликт добра и зла, характерный для большинства сказок, дети учатся различать положительные и отрицательные поступки, осознают важность выбора и последствий.
Пример: в классических народных сказках, таких как "Колобок" или "Репка", дети наблюдают за поступками персонажей и учатся тому, что хитрость и эгоизм могут привести к неприятностям, а дружба и сотрудничество помогают справиться с трудностями. Это способствует развитию у дошкольников способности сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей.
Кроме того, сказка помогает развивать у детей воображение и способность абстрактного мышления, что важно для формирования у них нравственных качеств, таких как справедливость, сострадание и честность.
Сказкотерапия предлагает разнообразные методы работы со сказками, которые помогают детям осмыслить нравственные уроки и интегрировать их в своё поведение.
Чтение сказок должно быть интерактивным, когда воспитатель активно вовлекает детей в процесс. Это может включать обсуждение поведения героев, задавание вопросов о том, как бы поступили сами дети в той или иной ситуации, или предложение придумать альтернативное окончание сказки. Такой подход помогает детям глубже понять нравственные посылы и развивает навыки критического мышления.
Пример: при чтении сказки "Три поросёнка" воспитатель может задать вопросы, направленные на осмысление ответственности и труда: "Почему один поросёнок построил дом из камня, а не из соломы?" или "Как ты думаешь, что можно было сделать, чтобы все поросята жили в одном доме?".
Ещё один метод сказкотерапии — это переработка или пересказ сказки, когда дети могут придумывать новые концовки или вводить новых персонажей. Этот процесс способствует не только развитию творческого мышления, но и помогает дошкольникам лучше осмыслить моральные аспекты истории, рассматривая поступки героев с разных сторон.
Пример: после чтения сказки "Маша и медведь" воспитатель может предложить детям придумать альтернативное развитие событий, где Маша сама бы помогала медведю, а не обманывала его. Это может развивать у детей чувство честности и справедливости.
Ролевая игра — эффективный метод, позволяющий детям не только прочувствовать поступки героев, но и практиковать нравственные выборы в условиях игровой деятельности. Погружаясь в роли персонажей сказки, дети учатся ставить себя на место других, анализировать мотивы действий и развивать эмпатию.
Пример: инсценировка сказки "Колобок" может включать обсуждение того, почему Колобок ушел из дома и что могло бы произойти, если бы он поступил иначе. В ходе ролевой игры дети могут попробовать изменить поведение героев, что помогает им задуматься о правильных и неправильных поступках.
Создание детьми собственных сказок является мощным инструментом для понимания нравственных ценностей. Дошкольники, придумывая сюжет, учатся выражать свои мысли и эмоции, а воспитатель может помочь им встроить в историю важные нравственные уроки.
Пример: воспитатель предлагает детям придумать сказку, где главный герой должен выбрать между правдой и ложью. В ходе совместного обсуждения дети смогут проанализировать возможные последствия различных поступков и укрепить свои нравственные ориентиры.
Сказкотерапия обладает рядом преимуществ для формирования нравственных качеств у дошкольников:
1. Эмоциональная вовлечённость. Сказки вызывают у детей сильные эмоции, что помогает им лучше запоминать нравственные уроки и применять их в жизни.
2. Моделирование поведения. Герои сказок часто сталкиваются с моральными дилеммами, что позволяет детям через идентификацию с персонажами моделировать своё поведение.
3. Развитие эмпатии. Чтение и обсуждение сказок помогает детям понять эмоции других, что способствует развитию способности к сопереживанию.
4. Доступность для восприятия. Сказки, с их простым и образным языком, легко воспринимаются детьми, что делает нравственные уроки более доступными и понятными.
Предложим практические рекомендации для воспитателей:
1. Регулярно использовать сказки на занятиях, выбирая произведения с яркими нравственными посылами.
2. Организовывать обсуждения прочитанных сказок, задавая вопросы, направленные на анализ поступков героев и обсуждение их последствий.
3. Включать в занятия ролевые игры и инсценировки, которые помогут детям прочувствовать поступки героев на собственном опыте.
4. Развивать у детей творческое мышление через создание собственных сказок, интегрируя в них нравственные уроки.
5. Использовать сказки для коррекции поведения, обращая внимание на ситуации, которые могут быть близки ребёнку по опыту.
В заключение отметим, что сказкотерапия — это эффективный и доступный метод воспитания нравственных качеств у дошкольников. Использование сказок в образовательном процессе помогает детям не только развивать фантазию и речевые навыки, но и осваивать важные моральные категории, такие как доброта, честность, справедливость и ответственность. Интерактивное чтение, творческая переработка и ролевая игра по мотивам сказок делают процесс воспитания увлекательным и полезным, помогая детям лучше понять окружающий мир и своё место в нём.
Список литературы
Кузнецова, Н.И. (2019). "
Сказкотерапия
в воспитательном процессе: методы и подходы." Дошкольное воспитание, 8(1), 78-90.
Петрова, А.С. (2020). "Использование сказок в дошкольном образовании: влияние на развитие личности." Вестник дошкольного образования, 6(4), 12-25.
Фёдорова, М.В. (2018). "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через сказку." Образовани
е и культура, 7(3), 56-69.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат