ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЖ
Салчак Мерген Сергеевич, преподаватель ОБЗР
ФГКОУ "Кызылское ПКУ", Республика Тыва, г. Кызыл
Аннотация. В статье рассматривается использование игровых методов на уроках по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для повышения мотивации и эффективности обучения школьников. Игра как метод обучения позволяет моделировать реальные ситуации, требующие быстрого принятия решений, развития навыков коллективной работы и воспитания ответственности. Особое внимание уделено видам игровых технологий, их роли в повышении интереса учащихся к предмету и формированию ключевых компетенций по безопасности.
Ключевые слова: игровая деятельность, мотивация, ОБЖ, обучение, ролевые игры, деловые игры, безопасность, школьники, активные методы обучения.
Игровая деятельность в образовательном процессе давно зарекомендовала себя как один из наиболее эффективных методов обучения, особенно для детей и подростков. Игровая форма подачи материала позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным, повысить интерес учащихся и вовлеченность в учебный процесс. Это особенно актуально для предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), где необходимо не только теоретическое понимание материала, но и практические навыки поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
В современных условиях, когда проблема безопасности занимает важное место в обществе, формирование у школьников ответственного отношения к личной и общественной безопасности становится первоочередной задачей. Однако традиционные методы обучения не всегда позволяют достигнуть желаемого уровня вовлеченности и мотивации учащихся. Именно поэтому применение игровых технологий в преподавании ОБЖ становится всё более актуальным и востребованным.
Игровая деятельность — это образовательный метод, который предполагает использование различных видов игр (ролевых, деловых, ситуационных) для решения образовательных задач. Основное преимущество этого метода заключается в том, что игра создает условия, в которых учащиеся могут моделировать реальные жизненные ситуации, требующие применения знаний и навыков безопасности.
На уроках ОБЖ использование игровых методов не только делает процесс обучения интереснее, но и позволяет более эффективно формировать у школьников необходимые навыки. Ученики учатся быстро принимать решения в экстремальных условиях, работать в команде, разрабатывать стратегии поведения и оценивать риски.
Игры также способствуют развитию у школьников таких важных качеств, как ответственность, внимательность и взаимопомощь. Они позволяют школьникам не только осознавать важность соблюдения правил безопасности, но и закреплять полученные знания на практике.
Для достижения образовательных целей на уроках ОБЖ могут быть использованы различные виды игровых технологий. Каждый вид игр направлен на развитие определённых навыков и компетенций.
Ролевые игры
Ролевые игры являются одной из самых популярных форм игрового обучения на уроках ОБЖ. В рамках ролевой игры школьники могут примерить на себя различные роли: спасателей, пожарных, медиков, пострадавших, координирующих лиц и других участников чрезвычайных ситуаций. Это позволяет не только изучить теоретический материал, но и развить практические навыки поведения в реальных экстремальных ситуациях.
Пример ролевой игры на уроке ОБЖ: моделирование пожара в школе. Ученики делятся на группы и выполняют различные задачи — эвакуация, оказание первой помощи, вызов спасательных служб и т.д. Такая игра позволяет понять алгоритм действий при возникновении пожара, а также закрепить правила безопасного поведения.
Деловые игры направлены на моделирование более сложных ситуаций, требующих анализа, принятия решений и планирования. В процессе деловой игры школьники изучают проблему с разных сторон, разрабатывают план действий, распределяют обязанности и анализируют последствия своих решений.
Пример деловой игры: «Организация спасательной операции». Учащимся предлагается ситуация, например, катастрофа на природе (затопление, сход лавины или землетрясение). Школьники должны разработать план спасательной операции, учесть все возможные риски и распределить задачи между участниками.
Ситуационные игры предполагают создание условий, максимально приближенных к реальной жизни. В этих играх учащиеся погружаются в конкретную ситуацию, например, оказание первой помощи при несчастном случае, поведение в условиях стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации.
Ситуационные игры помогают школьникам закрепить алгоритмы действий, отработать навыки быстрого реагирования и принятия решений. Кроме того, такие игры позволяют развивать эмоциональную устойчивость, поскольку учащиеся учатся справляться с нестандартными ситуациями и контролировать свои действия в условиях стресса.
Викторины и квесты могут использоваться в качестве игрового элемента для проверки и закрепления знаний. Викторины, построенные на основе изученного материала, помогают учащимся повторить и закрепить ключевые понятия, а квесты, включающие последовательность заданий, основанных на решении проблем безопасности, развивают логическое мышление и командную работу.
Пример квеста: «По следам безопасности». Учащимся предлагается пройти через несколько «станций», на каждой из которых им необходимо решить задачу, связанную с безопасностью, например, оказание первой помощи, эвакуация из здания, выявление потенциальных угроз.
Использование игровых технологий на уроках ОБЖ имеет ряд важных преимуществ:
Повышение мотивации. Игровая форма обучения вызывает у школьников интерес, делает уроки более увлекательными, что повышает уровень мотивации к изучению предмета.
Закрепление практических навыков. В игровой форме учащиеся отрабатывают навыки, которые могут пригодиться им в реальной жизни: поведение в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи, организация спасательных операций.
Развитие критического мышления. Игры учат школьников анализировать сложные ситуации, быстро принимать решения и оценивать последствия своих действий.
Командная работа. В процессе игры школьники учатся работать в команде, распределять обязанности, выслушивать мнения других и находить компромиссы.
Эмоциональная вовлеченность. Игра вовлекает школьников эмоционально, что способствует лучшему усвоению материала и закреплению знаний на долгосрочную перспективу.
Одним из примеров эффективного использования игровых технологий на уроках ОБЖ является ролевая игра «Чрезвычайная ситуация». В этой игре школьники делятся на несколько групп, каждая из которых выполняет определённую роль: спасатели, медицинский персонал, координирующий штаб и группа пострадавших. Преподаватель задаёт ситуацию — возникновение крупного ЧП (например, авария на дороге или пожар в здании), и группы должны скоординировать свои действия для спасения людей, оказания первой помощи и эвакуации.
Такой подход позволяет учащимся не только проанализировать алгоритм действий в условиях чрезвычайной ситуации, но и развить навыки командной работы, критического мышления и ответственности. Игра моделирует реальную ситуацию, что повышает интерес к уроку и позволяет сделать обучение более практико-ориентированным.
Игровая деятельность на уроках ОБЖ является эффективным инструментом повышения интереса и вовлечённости учащихся в учебный процесс. Она способствует развитию ключевых компетенций, таких как навыки безопасности, критическое мышление, ответственность и командная работа. Игровые технологии делают уроки ОБЖ более динамичными и практико-ориентированными, что особенно важно для формирования у школьников устойчивых навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.
Для достижения максимального эффекта преподавателю ОБЖ необходимо грамотно интегрировать игровые методы в образовательный процесс, сочетая их с традиционными формами обучения. При правильном подходе игровая деятельность на уроках ОБЖ позволяет не только повысить интерес учащихся к предмету, но и подготовить их к реальным жизненным вызовам.
Список литературы
Зыбарев А.В. Игровые формы работы, применяемые на уроках обж в соответствии с требованиями ФГОС // Вестник науки. 2022. №11 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-formy-raboty-primenyaemye-na-urokah-obzh-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos.
Кошкина Наталья Александровна, Чеглаков Дмитрий Александрович Применение игровой деятельности на уроках ОБЖ в формировании безопасного поведения // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-igrovoy-deyatelnosti-na-urokah-obzh-v-formirovanii-bezopasnogo-povedeniya.
Сарыг Сайлыкмаа Кызыл-Ооловна, Ховалыг Аяна Монгушовна Исследование применения игровых педагогических технологий на уроке основы безопасности жизнедеятельности // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2022. №4 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-primeneniya-igrovyh-pedagogicheskih-tehnologiy-na-uroke-osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат