Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование основ безопасного поведения в экстремальных ситуациях через проектные задания. Работа №72354

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование основ безопасного поведения в экстремальных ситуациях через проектные задания
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ

Салчак Мерген Сергеевич, преподаватель ОБЗР

ФГКОУ "Кызылское ПКУ", Республика Тыва, г. Кызыл

Аннотация. В данной статье рассматривается использование проектных заданий как одного из эффективных методов формирования основ безопасного поведения у школьников в курсе «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЖ). Анализируются особенности проектного обучения, его роль в подготовке учащихся к действиям в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Представлены примеры проектных заданий, которые способствуют развитию навыков работы в команде, ответственности и умения принимать решения в условиях неопределенности.

Ключевые слова: проектные задания, безопасность, обучение, школьники, экстремальные ситуации, навыки поведения, ОБЖ, критическое мышление.

Формирование у школьников основ безопасного поведения в экстремальных ситуациях является важной задачей школьного образования. Предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЖ) направлен на подготовку учащихся к потенциальным угрозам и чрезвычайным ситуациям, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Однако традиционные методы обучения не всегда позволяют достичь высокого уровня осознания и готовности учеников к адекватному поведению в кризисных условиях.

В современных образовательных подходах значительное внимание уделяется активным методам обучения, таким как проектная деятельность. Проектные задания позволяют ученикам не только овладеть теоретическими знаниями, но и развивать навыки, необходимые для принятия решений и действий в условиях реальной угрозы.

Проектные задания представляют собой педагогическую технологию, в рамках которой учащиеся занимаются исследованием конкретной проблемы или задачи, связанной с безопасностью. Особенностью проектного обучения является практическая направленность: школьники не просто изучают теорию, а применяют знания на практике, решая задачи, максимально приближенные к реальной жизни.

Использование проектных заданий на уроках ОБЖ способствует формированию у учащихся следующих навыков:

Критическое мышление и анализ. В рамках проекта школьники должны самостоятельно анализировать информацию, выявлять возможные риски и разрабатывать стратегии поведения.

Навыки коллективной работы. Проектные задания часто выполняются в группах, что способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде и распределять обязанности.

Практическое применение знаний. Проекты предполагают не только изучение теоретического материала, но и его применение в условиях, моделирующих экстремальные ситуации.

Ответственность за результат. В процессе проектной работы учащиеся учатся принимать ответственные решения и нести за них ответственность.

Проектное обучение на уроках ОБЖ обладает рядом преимуществ, делающих его особенно эффективным для формирования основ безопасного поведения в экстремальных ситуациях.

Погружение в реальность. Проектные задания создают условия, в которых учащиеся сталкиваются с моделированием реальных ситуаций, требующих быстрого принятия решений и анализа рисков.

Развитие инициативы и самостоятельности. Проектная деятельность учит школьников самостоятельно находить пути решения поставленных задач, развивает инициативность и ответственность за принятые решения.

Интеграция знаний. Проектные задания позволяют ученикам интегрировать знания из различных областей: биологии, физики, химии, экологии и медицины. Например, при разработке проекта по теме «Оказание первой помощи» учащиеся могут применить знания о физиологии человека и медицине.

Развитие личностных качеств. В процессе работы над проектом учащиеся развивают такие важные качества, как лидерство, умение работать в условиях ограниченного времени, стрессоустойчивость, критическое мышление и навыки взаимодействия.

Проектные задания могут быть разными по своей форме и содержанию. Основными видами проектных работ на уроках ОБЖ являются:

Исследовательские проекты

Исследовательские проекты направлены на изучение конкретной проблемы или угрозы безопасности. Например, учащиеся могут исследовать причины и последствия природных катастроф, таких как землетрясения или наводнения, и разрабатывать стратегии поведения при возникновении таких чрезвычайных ситуаций.

Пример проекта: «Анализ природных катастроф и разработка плана эвакуации». В рамках этого проекта ученики исследуют причины различных природных катастроф, их влияние на население и разрабатывают план эвакуации для конкретного региона или объекта.

Проекты, направленные на разработку алгоритмов действий в чрезвычайных ситуациях

Этот вид проектов предполагает разработку конкретных алгоритмов действий в условиях чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, наводнения, дорожно-транспортные происшествия. Учащиеся должны изучить порядок действий и разработать пошаговые инструкции.

Пример проекта: «Алгоритм действий при пожаре в многоквартирном доме». Ученики изучают правила пожарной безопасности, анализируют возможные сценарии и разрабатывают алгоритм эвакуации и действий при обнаружении пожара.

Социальные проекты

Социальные проекты направлены на повышение уровня осведомлённости населения по вопросам безопасности. В рамках таких проектов учащиеся могут разрабатывать информационные кампании, проводить презентации для младших классов или организовывать мероприятия, направленные на популяризацию правил безопасного поведения.

Пример проекта: «Неделя безопасности в школе». Учащиеся разрабатывают план мероприятий, направленных на информирование других школьников о правилах безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, проводят викторины, квесты и конкурсы по тематике безопасности.

Практико-ориентированные проекты

Практико-ориентированные проекты предполагают разработку и реализацию действий, направленных на предотвращение и минимизацию последствий ЧС. Это могут быть планы по установке систем безопасности, эвакуационные схемы и тренировочные мероприятия.

Пример проекта: «Разработка системы безопасности в школе». Учащиеся изучают существующие системы безопасности в школе, анализируют их недостатки и предлагают улучшения, включая размещение пожарных выходов, сигнализации и системы оповещения.

Для успешного выполнения проектных заданий на уроках ОБЖ необходимо соблюдение определённых этапов работы:

Выбор темы проекта. Преподаватель помогает учащимся выбрать актуальную тему, связанную с безопасностью и экстремальными ситуациями.

Формулировка цели и задач. На этом этапе школьники определяют, какую проблему они будут решать и какие задачи необходимо выполнить.

Поиск и анализ информации. Учащиеся собирают необходимую информацию по теме проекта, изучают нормативные документы, научные исследования и другие материалы.

Разработка плана действий. Школьники составляют план выполнения проекта, распределяют роли и задачи между участниками группы.

Реализация проекта. На этом этапе учащиеся выполняют практическую часть проекта: разрабатывают алгоритмы действий, создают презентации, проводят опросы или моделируют чрезвычайные ситуации.

Презентация проекта. Учащиеся представляют результаты своей работы перед классом или школьным сообществом, обсуждают ключевые выводы и дают рекомендации.

Анализ и оценка проекта. На заключительном этапе проектной работы проводится анализ достигнутых результатов, обсуждаются успешные моменты и возможные улучшения.

Примером проектного задания на уроках ОБЖ может быть тема «Оказание первой помощи при несчастном случае». Учащиеся в рамках этого проекта изучают правила оказания первой помощи, тренируются в наложении жгутов, повязок, изучают технику сердечно-лёгочной реанимации. В рамках проекта школьники могут провести практическое занятие для младших классов, демонстрируя полученные навыки.

Проектные задания являются эффективным инструментом формирования основ безопасного поведения у школьников на уроках ОБЖ. Они не только развивают теоретические знания, но и позволяют учащимся применять их на практике, моделируя реальные чрезвычайные ситуации. Через проектную деятельность школьники учатся принимать решения в условиях стресса, работать в команде и анализировать последствия своих действий. Это помогает им сформировать устойчивые навыки безопасного поведения, которые могут пригодиться им в будущем.

Список литературы

Карпачёва Т.В. Реализация педагогических технологий на уроках ОБЖ в условиях компетентностного образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №49-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-pedagogicheskih-tehnologiy-na-urokah-obzh-v-usloviyah-kompetentnostnogo-obrazovaniya.

Корчагина Татьяна Александровна Развитие познавательной активности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности с использованием проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-obuchayuschihsya-na-urokah-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-s-ispolzovaniem-proektnoy

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×