ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ
Салчак Мерген Сергеевич, преподаватель ОБЗР
ФГКОУ "Кызылское ПКУ", Республика Тыва, г. Кызыл
Аннотация. В данной статье рассматривается использование проектных заданий как одного из эффективных методов формирования основ безопасного поведения у школьников в курсе «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЖ). Анализируются особенности проектного обучения, его роль в подготовке учащихся к действиям в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Представлены примеры проектных заданий, которые способствуют развитию навыков работы в команде, ответственности и умения принимать решения в условиях неопределенности.
Ключевые слова: проектные задания, безопасность, обучение, школьники, экстремальные ситуации, навыки поведения, ОБЖ, критическое мышление.
Формирование у школьников основ безопасного поведения в экстремальных ситуациях является важной задачей школьного образования. Предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЖ) направлен на подготовку учащихся к потенциальным угрозам и чрезвычайным ситуациям, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Однако традиционные методы обучения не всегда позволяют достичь высокого уровня осознания и готовности учеников к адекватному поведению в кризисных условиях.
В современных образовательных подходах значительное внимание уделяется активным методам обучения, таким как проектная деятельность. Проектные задания позволяют ученикам не только овладеть теоретическими знаниями, но и развивать навыки, необходимые для принятия решений и действий в условиях реальной угрозы.
Проектные задания представляют собой педагогическую технологию, в рамках которой учащиеся занимаются исследованием конкретной проблемы или задачи, связанной с безопасностью. Особенностью проектного обучения является практическая направленность: школьники не просто изучают теорию, а применяют знания на практике, решая задачи, максимально приближенные к реальной жизни.
Использование проектных заданий на уроках ОБЖ способствует формированию у учащихся следующих навыков:
Критическое мышление и анализ. В рамках проекта школьники должны самостоятельно анализировать информацию, выявлять возможные риски и разрабатывать стратегии поведения.
Навыки коллективной работы. Проектные задания часто выполняются в группах, что способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде и распределять обязанности.
Практическое применение знаний. Проекты предполагают не только изучение теоретического материала, но и его применение в условиях, моделирующих экстремальные ситуации.
Ответственность за результат. В процессе проектной работы учащиеся учатся принимать ответственные решения и нести за них ответственность.
Проектное обучение на уроках ОБЖ обладает рядом преимуществ, делающих его особенно эффективным для формирования основ безопасного поведения в экстремальных ситуациях.
Погружение в реальность. Проектные задания создают условия, в которых учащиеся сталкиваются с моделированием реальных ситуаций, требующих быстрого принятия решений и анализа рисков.
Развитие инициативы и самостоятельности. Проектная деятельность учит школьников самостоятельно находить пути решения поставленных задач, развивает инициативность и ответственность за принятые решения.
Интеграция знаний. Проектные задания позволяют ученикам интегрировать знания из различных областей: биологии, физики, химии, экологии и медицины. Например, при разработке проекта по теме «Оказание первой помощи» учащиеся могут применить знания о физиологии человека и медицине.
Развитие личностных качеств. В процессе работы над проектом учащиеся развивают такие важные качества, как лидерство, умение работать в условиях ограниченного времени, стрессоустойчивость, критическое мышление и навыки взаимодействия.
Проектные задания могут быть разными по своей форме и содержанию. Основными видами проектных работ на уроках ОБЖ являются:
Исследовательские проекты
Исследовательские проекты направлены на изучение конкретной проблемы или угрозы безопасности. Например, учащиеся могут исследовать причины и последствия природных катастроф, таких как землетрясения или наводнения, и разрабатывать стратегии поведения при возникновении таких чрезвычайных ситуаций.
Пример проекта: «Анализ природных катастроф и разработка плана эвакуации». В рамках этого проекта ученики исследуют причины различных природных катастроф, их влияние на население и разрабатывают план эвакуации для конкретного региона или объекта.
Проекты, направленные на разработку алгоритмов действий в чрезвычайных ситуациях
Этот вид проектов предполагает разработку конкретных алгоритмов действий в условиях чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, наводнения, дорожно-транспортные происшествия. Учащиеся должны изучить порядок действий и разработать пошаговые инструкции.
Пример проекта: «Алгоритм действий при пожаре в многоквартирном доме». Ученики изучают правила пожарной безопасности, анализируют возможные сценарии и разрабатывают алгоритм эвакуации и действий при обнаружении пожара.
Социальные проекты
Социальные проекты направлены на повышение уровня осведомлённости населения по вопросам безопасности. В рамках таких проектов учащиеся могут разрабатывать информационные кампании, проводить презентации для младших классов или организовывать мероприятия, направленные на популяризацию правил безопасного поведения.
Пример проекта: «Неделя безопасности в школе». Учащиеся разрабатывают план мероприятий, направленных на информирование других школьников о правилах безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, проводят викторины, квесты и конкурсы по тематике безопасности.
Практико-ориентированные проекты
Практико-ориентированные проекты предполагают разработку и реализацию действий, направленных на предотвращение и минимизацию последствий ЧС. Это могут быть планы по установке систем безопасности, эвакуационные схемы и тренировочные мероприятия.
Пример проекта: «Разработка системы безопасности в школе». Учащиеся изучают существующие системы безопасности в школе, анализируют их недостатки и предлагают улучшения, включая размещение пожарных выходов, сигнализации и системы оповещения.
Для успешного выполнения проектных заданий на уроках ОБЖ необходимо соблюдение определённых этапов работы:
Выбор темы проекта. Преподаватель помогает учащимся выбрать актуальную тему, связанную с безопасностью и экстремальными ситуациями.
Формулировка цели и задач. На этом этапе школьники определяют, какую проблему они будут решать и какие задачи необходимо выполнить.
Поиск и анализ информации. Учащиеся собирают необходимую информацию по теме проекта, изучают нормативные документы, научные исследования и другие материалы.
Разработка плана действий. Школьники составляют план выполнения проекта, распределяют роли и задачи между участниками группы.
Реализация проекта. На этом этапе учащиеся выполняют практическую часть проекта: разрабатывают алгоритмы действий, создают презентации, проводят опросы или моделируют чрезвычайные ситуации.
Презентация проекта. Учащиеся представляют результаты своей работы перед классом или школьным сообществом, обсуждают ключевые выводы и дают рекомендации.
Анализ и оценка проекта. На заключительном этапе проектной работы проводится анализ достигнутых результатов, обсуждаются успешные моменты и возможные улучшения.
Примером проектного задания на уроках ОБЖ может быть тема «Оказание первой помощи при несчастном случае». Учащиеся в рамках этого проекта изучают правила оказания первой помощи, тренируются в наложении жгутов, повязок, изучают технику сердечно-лёгочной реанимации. В рамках проекта школьники могут провести практическое занятие для младших классов, демонстрируя полученные навыки.
Проектные задания являются эффективным инструментом формирования основ безопасного поведения у школьников на уроках ОБЖ. Они не только развивают теоретические знания, но и позволяют учащимся применять их на практике, моделируя реальные чрезвычайные ситуации. Через проектную деятельность школьники учатся принимать решения в условиях стресса, работать в команде и анализировать последствия своих действий. Это помогает им сформировать устойчивые навыки безопасного поведения, которые могут пригодиться им в будущем.
Список литературы
Карпачёва Т.В. Реализация педагогических технологий на уроках ОБЖ в условиях компетентностного образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №49-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-pedagogicheskih-tehnologiy-na-urokah-obzh-v-usloviyah-kompetentnostnogo-obrazovaniya.
Корчагина Татьяна Александровна Развитие познавательной активности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности с использованием проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-obuchayuschihsya-na-urokah-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-s-ispolzovaniem-proektnoy
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат