ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Яковлева Любовь Валерьевна, воспитатель
ГБДОУ №60
Аннотация: Статья посвящена организации образовательной деятельности по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются важность экологического воспитания на раннем этапе развития, основные принципы и методы, используемые в педагогической практике для формирования у детей осознанного отношения к природе и экологически устойчивого поведения. Описываются практические рекомендации и примеры образовательных мероприятий, направленных на развитие экологических знаний и понимания у малышей. Также рассматривается роль педагога в создании благоприятной экологической среды для детей, а также необходимость взаимодействия дошкольного учреждения с семьей для эффективного экологического воспитания.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологические представления, дошкольное образование, педагогическая деятельность, природа, устойчивое поведение, образовательные мероприятия, воспитание осознанного отношения к природе.
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста является важной задачей современного образования. Этот процесс направлен на развитие у малышей осознанного отношения к природе, понимания её ценности и необходимости охраны окружающей среды. В условиях глобальных экологических проблем, таких как загрязнение воздуха и воды, вымирание видов, а также угроза изменения климата, роль дошкольного образования в экологическом воспитании становится особенно актуальной. Именно в дошкольный период закладываются основы мировоззрения ребенка, и его восприятие природы, как важной части жизни, во многом зависит от того, как и какие знания ему предоставляют в детском саду.
Образовательная деятельность по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста требует от педагогов глубокой осведомленности в области экологии и умения применять различные формы работы, которые способствуют развитию у детей не только знаний, но и эмоциональной привязанности к природе, а также экологической культуры. Важным аспектом здесь является создание у детей первичных представлений о природе, учёте взаимосвязей в живом мире и понимании того, как действия человека могут повлиять на окружающую среду.
Первый этап в формировании экологических представлений у детей — это развитие у них элементарных знаний о природе и её явлениях. Знакомство с растительным и животным миром, объяснение закономерностей природных процессов, таких как смена времён года, круговорот воды в природе, изменения погоды, являются важными этапами формирования представлений о природе как целостной системе. Использование наблюдений за природой в ходе прогулок, экскурсии в природные зоны или даже создание мини-экологических уголков в группе помогает детям лучше понять особенности природных объектов и их взаимосвязи.
Природные объекты — растения, животные, вода, воздух — должны восприниматься детьми не просто как отдельные элементы, а как части единого целого, взаимозависимой системы. На этом этапе можно начать обучать детей основам экологии, показывая им, как одно событие в природе может повлиять на другие. Например, объяснить, что вырубка лесов приводит к уменьшению кислорода в воздухе, или что загрязнение рек и озёр влияет на жизнь рыб и других водных обитателей. Важно делать это доступным для детей языком, через простые объяснения и примеры из повседневной жизни.
Одним из эффективных способов формирования экологических представлений является организация практических занятий, направленных на активное вовлечение детей в экологическую деятельность. Это могут быть игры, эксперименты, работы по уходу за растениями или животными, уборка территории сада. Например, с детьми можно организовать посадку растений, объяснив, как они растут, как за ними нужно ухаживать, как важно не ломать и не вырывать растения на природе. Через такие практические действия у детей формируется не только представление о природе, но и уважение к ней, а также ответственность за её состояние.
Не менее важным является воспитание у детей бережного отношения к природным ресурсам, таким как вода, воздух, энергия. Важно показать детям, как экономно использовать воду и электричество, как правильно утилизировать отходы. Простые действия, такие как выключение света, когда он не нужен, или закрывание крана при чистке зубов, помогают детям развивать навыки экологически грамотного поведения.
Экологическое воспитание включает в себя не только передачи знаний, но и развитие у детей эмоционального отношения к природе. В этом ключе важным инструментом являются художественные и творческие формы работы. Через рассказы, стихи, музыку, рисование, лепку и другие виды творческой деятельности дети могут выразить своё отношение к природе. Например, можно предложить детям нарисовать свой любимый природный пейзаж, создать поделки из природных материалов, спеть песню о животном мире. Такие занятия помогают детям почувствовать себя частью природы, развивать эмпатию к растениям и животным.
Занятия, направленные на развитие экологических представлений у детей, можно строить в рамках различных образовательных областей. Например, через знакомство с природой можно развивать у детей познавательные и исследовательские навыки, а также обогащать их словарный запас. Наблюдения за растениями, животными, погодными явлениями могут стать основой для обсуждения и обогащения понятийного аппарата ребенка, расширения его кругозора. Важным элементом является создание у детей устойчивых навыков экологической культуры через выполнение определённых действий, таких как раздельный сбор мусора или уход за растениями.
Также необходимо подчеркнуть значимость работы педагога как организатора образовательного процесса. Он должен создавать такие условия, которые помогут детям лучше осознавать важность охраны природы. Педагог, через свою деятельность и отношение к природе, служит детям примером. Например, если воспитатель заботится о растениях в группе, приводит детей на прогулки в природные зоны, объясняет важность сохранения чистоты, дети будут учиться таким же образом относиться к окружающей среде. Роль воспитателя также заключается в том, чтобы формировать у детей представление о том, что каждый человек ответственен за сохранение природы.
Для более глубокого формирования экологических представлений важным аспектом является взаимодействие дошкольного учреждения с семьей. Родители являются важным партнером в воспитании экологической осознанности у детей. Обмен информацией, участие родителей в совместных мероприятиях, таких как экологические праздники, посадка деревьев, участие в субботниках, помогает укрепить экологическое воспитание. Организация совместных экологических акций и мероприятий способствует формированию у ребенка целостного и последовательного восприятия природы как ценного ресурса, который необходимо беречь.
Таким образом, организация образовательной деятельности по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста требует комплексного подхода, включающего различные методы и формы работы. Важно, чтобы воспитание экологической культуры начиналось с раннего возраста, а педагогическая работа строилась с учётом интересов и потребностей детей. Через активное вовлечение детей в экологическую деятельность, использование практических и творческих методов обучения, а также взаимодействие с семьей можно достичь значимых результатов в формировании у детей осознанного отношения к природе и экологически устойчивого поведения.
Список литературы
Воропаева, Т. В. Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста / Т. В. Воропаева, О. М. Асеева. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82609/ (дата обращения: 10.10.2024).
Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду /
С.Н.Николаева
, И.А. Комарова - М.: Просвещение, 2014. - 208 с.
Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы /
Н.А.Рыжова
// Дошкольное воспитание. - 2016. - № 7. - С. 15-25.
Шлычкова Д
.
С
.
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста
// Научные междисциплинарные исследования. 2020. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат