Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Особенности обучения иностранным языкам учащихся с ОВЗ. Работа №72366

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Особенности обучения иностранным языкам учащихся с ОВЗ
Работа:

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

 

Валенкова Елизавета Геннадьевна, учитель английского языка

МАОУ Лицей №21, Московская область, г.Химки

 

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты и методы обучения иностранным языкам учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены основные трудности, с которыми сталкиваются педагоги и дети в процессе изучения языка, а также предложены адаптированные методики, помогающие оптимизировать образовательный процесс. Особое внимание уделено важности индивидуального подхода к обучению, использованию современных технологий и специализированных педагогических приёмов, которые позволяют создавать комфортную учебную среду для детей с различными видами ограничений.

Ключевые слова: обучение иностранным языкам, ОВЗ, инклюзивное образование, адаптивные методики, индивидуальный подход, коммуникация.

 

Современное образование ориентировано на создание условий для успешного обучения всех категорий детей, включая учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях инклюзивного образования педагогам необходимо учитывать индивидуальные потребности таких учеников, особенно при обучении иностранным языкам. Это связано с тем, что для детей с ОВЗ процесс усвоения языкового материала может быть затруднён по ряду причин: когнитивные, сенсорные, моторные и эмоциональные ограничения требуют разработки специальных методик и подходов.

Целью данной статьи является рассмотрение особенностей обучения иностранным языкам детей с ОВЗ и предложений адаптированных методик, которые способствуют успешной интеграции таких учащихся в образовательный процесс.

Основные трудности при обучении иностранным языкам учащихся с ОВЗ

Учащиеся с ОВЗ могут сталкиваться с разными видами трудностей в зависимости от характера их ограничений. Рассмотрим основные из них:

Сенсорные нарушения. Для детей с нарушениями слуха и зрения процесс восприятия нового языкового материала сильно затруднён. Визуальные и слуховые ограничения требуют адаптации учебных материалов, использования специальных технических средств и создания среды, где обучающиеся могут воспринимать информацию доступными им способами.

Моторные нарушения. У детей с проблемами двигательной активности могут возникать трудности при выполнении письменных заданий, требующих координации рук и мелкой моторики. Это может замедлить темп освоения грамматики и письма.

Когнитивные нарушения. Учащиеся с нарушениями интеллекта или задержкой психического развития могут испытывать сложности в запоминании слов, грамматических структур и построении логических речевых конструкций.

Эмоционально-волевые нарушения. Дети с такими особенностями могут испытывать трудности с концентрацией внимания, быстро уставать или быть чрезмерно подверженными эмоциональным колебаниям, что делает процесс обучения иностранному языку ещё более сложным.

Особенности организации образовательного процесса

Обучение иностранным языкам детей с ОВЗ требует создания гибкой системы преподавания, которая будет учитывать их особенности и потребности. Основными принципами такого обучения являются:

Индивидуальный подход. Каждый ученик требует индивидуального внимания, исходя из его способностей, уровня развития и возможностей. Это требует постоянного мониторинга его успехов и адаптации учебных материалов под его потребности. Например, для учеников с когнитивными нарушениями могут быть полезны упрощённые учебные тексты и задания с более частой обратной связью.

Использование технологий. Современные технологии могут значительно облегчить процесс обучения. Для учащихся с нарушениями слуха применяются субтитры к аудио-материалам или жестовый язык, а для слабовидящих детей – программное обеспечение, увеличивающее текст и преобразующее его в речь.

Визуализация и использование мультимедиа. Для многих детей с ОВЗ визуализация информации играет ключевую роль. Использование картинок, схем, графиков и анимации помогает ученикам лучше усваивать новые слова и грамматические конструкции.

Развитие коммуникативных навыков. Учащиеся с ОВЗ нередко сталкиваются с трудностями в коммуникации. Для их преодоления важно создавать ситуации, в которых они смогут общаться, пусть даже и на простом уровне, используя иностранный язык. Это могут быть ролевые игры, диалоги или командные задания.

Адаптированные методики обучения

Разработка и использование адаптированных методик является основой успешного обучения учащихся с ОВЗ. Рассмотрим некоторые из них:

Методика пошагового обучения. Эта методика заключается в том, что новое языковое содержание подаётся небольшими порциями, с подробным объяснением каждого элемента. Это позволяет учащимся с ОВЗ усваивать материал постепенно, не перегружая их.

Игровые технологии. Для многих детей игровая форма обучения является эффективным способом вовлечения в учебный процесс. Игры, специально адаптированные под способности учащихся, помогают им легче воспринимать и запоминать новые слова и выражения, а также развивают их коммуникативные навыки.

Работа в паре или малой группе. Учащиеся с ОВЗ могут испытывать страх перед выступлениями на уроке или публичной демонстрацией своих знаний. Работа в малых группах или парах позволяет снизить уровень тревожности и создать более комфортную учебную среду.

Использование ассистивных технологий. Это могут быть устройства, которые облегчают обучение, такие как слуховые аппараты, брайлевские книги или программы для преобразования текста в речь.

Роль учителя в обучении учащихся с ОВЗ

Учитель играет ключевую роль в адаптации учебного процесса под потребности учащихся с ОВЗ. Его задача заключается не только в передаче знаний, но и в создании атмосферы поддержки и понимания, что способствует успешному обучению.

Создание поддерживающей среды. Учителю необходимо обеспечить комфортные условия для учебы, в которых дети с ОВЗ будут чувствовать себя уверенно. Это включает доброжелательное отношение, поддержку их попыток использовать иностранный язык и создание среды, где ошибки воспринимаются как часть учебного процесса.

Развитие терпимости и эмпатии у сверстников. Важно, чтобы все ученики класса понимали особенности своих одноклассников с ОВЗ и поддерживали их в процессе обучения. Это способствует созданию инклюзивной и дружелюбной атмосферы.

Постоянное обучение и развитие. Учителю, работающему с детьми с ОВЗ, необходимо постоянно совершенствовать свои навыки, изучать новые методики и подходы, чтобы обеспечивать качественное обучение.

Обучение иностранным языкам учащихся с ОВЗ требует от учителя особого внимания и гибкости. Инклюзивный подход, использование современных технологий и адаптированных методик позволяют создать условия, в которых такие дети смогут успешно осваивать язык и развивать свои коммуникативные навыки. Главной целью учителя является не только передача знаний, но и создание поддерживающей среды, в которой каждый ученик сможет почувствовать себя успешным и значимым.

Инклюзивное образование требует постоянного развития и совершенствования педагогов, их способности приспосабливать учебный процесс под нужды каждого ученика, чтобы обеспечить равные возможности для всех детей.

 

Список литературы

Александрова, М. В. Результаты, трудности и особенности обучения детей с ОВЗ (из опыта работы) / М. В. Александрова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 22-25. — URL:

https://moluch.ru/th/4/archive/67/2689/

Кривых Людмила Дмитриевна,

Багринцева

Ольга Борисовна Инклюзивное обучение на уроках английского языка // Педагогические исследования (сетевое издание).

2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obuchenie-na-urokah-angliyskogo-yazyka.

Силоян

Кристина

Хачиковна

инклюзивное обучение на уроках английского языка // Вестник науки и образования.

2024. №8 (151)-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obuchenie-na-urokah-angliyskogo-yazyka-1.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×