ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Волошина Елена Викторовна, учитель физики
ГБОУ Луганской Народной Республики
"Сычанская общеобразовательная школа"
Аннотация: Статья посвящена формированию естественнонаучной грамотности на уроках физики. В условиях современной образовательной системы важно развивать у учащихся не только знания, но и способность применять их для решения практических задач и анализа окружающего мира. Рассматриваются подходы и методы, способствующие развитию естественнонаучной грамотности, а также их значение для подготовки школьников к жизни в обществе, где научные знания играют ключевую роль.
Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, физика, учебный процесс, методы обучения, научное мышление, исследовательская деятельность
Естественнонаучная грамотность — это способность понимать и применять знания о природе и естественных процессах для анализа явлений окружающего мира, принятия решений и решения практических задач. В современной системе образования формирование этой компетенции становится одной из важнейших целей, поскольку научные знания и навыки необходимы каждому человеку для успешной жизни в технологически развитом обществе. На уроках физики процесс формирования естественнонаучной грамотности является особенно актуальным, так как физика изучает фундаментальные законы природы, которые лежат в основе всех технических и природных процессов.
Одной из главных задач учителя физики является научить школьников не просто запоминать формулы и законы, а понимать, как эти законы работают в реальной жизни. Это требует изменения подхода к преподаванию: акцент должен смещаться с пассивного усвоения теории на активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Одним из методов, способствующих формированию естественнонаучной грамотности, является проблемное обучение. Оно предполагает, что учащиеся сталкиваются с задачей или проблемой, которую они должны решить, применяя свои знания по физике. Такой подход помогает им развивать умение использовать научные знания для анализа конкретных ситуаций. Например, при изучении движения тел можно предложить задачу: "Каковы должны быть начальные условия, чтобы запущенный спутник остался на орбите Земли?" Решение этой задачи требует понимания не только законов Ньютона, но и гравитации, инерции и движения в замкнутых системах.
Важным компонентом естественнонаучной грамотности является умение проводить научные исследования. В этом контексте значительную роль играют эксперименты и лабораторные работы, которые позволяют учащимся самостоятельно проводить наблюдения, ставить гипотезы, проверять их и делать выводы. Экспериментальная деятельность помогает школьникам не только усвоить физические законы, но и понять принципы научного метода, который основан на проверке гипотез, наблюдении и анализе данных. Например, при изучении законов оптики учащиеся могут провести эксперимент по измерению угла преломления света при прохождении через различные среды. Такой опыт помогает учащимся закрепить теоретические знания и увидеть их применение в реальной жизни.
Проектная деятельность также способствует развитию естественнонаучной грамотности. Проекты позволяют учащимся интегрировать знания по физике с другими науками, применять их для решения реальных проблем и развивать навыки исследовательской деятельности. Например, проект на тему "Исследование факторов, влияющих на эффективность солнечных батарей" может включать изучение законов термодинамики, электричества и экологии. Работа над проектами помогает учащимся не только глубже понять физику, но и осознать ее значимость для решения актуальных проблем современности, таких как экологические или энергетические вопросы.
Формирование естественнонаучной грамотности невозможно без развития критического мышления. Это включает умение анализировать информацию, сопоставлять данные, оценивать источники знаний и делать выводы на основе доказательств. Важную роль в этом процессе играют задания, направленные на анализ и интерпретацию физических явлений, которые учащиеся могут наблюдать в повседневной жизни. Например, учитель может предложить школьникам рассмотреть, почему в туманные дни видимость на дорогах ухудшается, и какие физические явления за этим стоят. В ходе обсуждения учащиеся могут вспомнить законы рассеяния света и влияние частиц воды на распространение света в атмосфере. Это помогает не только объяснить явление, но и развивает способность школьников осмысливать физику на уровне реальных жизненных ситуаций.
Одним из важных аспектов естественнонаучной грамотности является умение принимать решения на основе научных данных. В современном мире, где информация доступна в огромных объемах, важно уметь отфильтровывать недостоверные данные и находить научно обоснованные решения. На уроках физики учитель может предложить учащимся задачи, которые требуют анализа различных источников информации. Например, при изучении глобального изменения климата можно организовать обсуждение на тему: "Какую роль играет парниковый эффект в изменении климата на Земле?" Учащиеся могут изучить материалы из разных источников и на основе научных данных сделать свои выводы. Такой подход учит школьников критически относиться к информации и делать выводы на основе научных фактов, а не эмоций или ложных убеждений.
Интеграция физических знаний с другими областями науки также играет важную роль в формировании естественнонаучной грамотности. Многие явления и процессы требуют комплексного подхода, который включает знания по биологии, химии, географии и другим наукам. Например, для понимания принципов работы современных медицинских аппаратов, таких как магнитно-резонансные томографы, необходимо знание законов электромагнитного излучения, физики магнитных полей и биологии. Интеграция междисциплинарных знаний помогает учащимся видеть взаимосвязь между науками и понимать, как физика влияет на другие области человеческой деятельности.
Для успешного формирования естественнонаучной грамотности важно использовать разнообразные методы и подходы, которые стимулируют активное участие учащихся в учебном процессе. Это может включать как традиционные уроки с объяснением нового материала, так и более современные формы работы, такие как интерактивные задания, групповая работа, дискуссии и использование цифровых технологий. Например, виртуальные лаборатории и симуляции физических процессов помогают школьникам видеть и анализировать явления, которые сложно воспроизвести в школьной лаборатории. Это не только расширяет их кругозор, но и позволяет закрепить теоретические знания через практическое применение.
Таким образом, формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики требует от учителя использования разнообразных методов и приемов, направленных на активное включение учащихся в учебный процесс. Важно не только передать учащимся знания, но и научить их применять их для анализа и решения реальных задач, что делает физику неотъемлемой частью повседневной жизни. Естественнонаучная грамотность позволяет школьникам понимать сложные процессы, происходящие в мире, принимать взвешенные решения и использовать знания для улучшения качества жизни, что особенно актуально в условиях современного научно-технического прогресса.
Список литературы
Разумовский В
.
Г
.
,
Пентин
А
.
Ю
.
, Никифоров Г
.
Г
.
, Попова Г
.
М
.
Ключевые факторы обновления методики обучения физике в основной школе в ракурсе формирования естественнонаучной грамотности // Школьные технологии. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-faktory-obnovleniya-metodiki-obucheniya-fizike-v-osnovnoy-shkole-v-rakurse-formirovaniya-estestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 10.10.2024).
Семенова С
.
В
.
Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках физики
// Проблемы педагогики. 2023. №2 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-estestvennonauchnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-na-urokah-fiziki (дата обращения: 10.10.2024).
Филонова
, Т. В. Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики при использовании краеведческого материала / Т. В.
Филонова
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 358-360. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78047/ (дата обращения: 10.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат