Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методы активного обучения на уроках физики. Работа №72373

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методы активного обучения на уроках физики
Работа:

МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

 

Волошина Елена Викторовна, учитель физики

ГБОУ Луганской Народной Республики

"Сычанская общеобразовательная школа"

 

Аннотация: В статье рассматриваются методы активного обучения на уроках физики, направленные на повышение интереса учащихся к предмету и развитие их навыков самостоятельного мышления. Активные методы обучения способствуют вовлечению школьников в учебный процесс, развитию критического мышления и способности решать практические задачи. Приведены примеры таких методов, их влияние на познавательную активность учащихся и рекомендации по их применению в учебном процессе.

Ключевые слова: активное обучение, физика, познавательная деятельность, критическое мышление, интерактивные методы, учебный процесс.

 

Активное обучение — это подход, при котором учащиеся не только пассивно воспринимают информацию, но и активно включаются в учебный процесс через обсуждение, исследование, самостоятельное решение задач и взаимодействие с учителем и одноклассниками. Методы активного обучения играют важную роль в преподавании физики, так как этот предмет требует не только знания теории, но и умения применять ее на практике для объяснения реальных явлений.

Одним из ключевых методов активного обучения является проблемное обучение, которое предполагает создание ситуации, в которой учащимся необходимо решить проблему, связанную с конкретным физическим явлением. Учитель ставит перед учениками задачу, требующую анализа и применения знаний, но не дает готового ответа. Учащиеся, используя имеющуюся информацию и исследуя новые данные, должны прийти к выводу самостоятельно. Например, при изучении законов движения можно предложить учащимся задачу: "Как можно рассчитать, через какое время предмет, сброшенный с высоты, достигнет земли, если известна его начальная скорость?" В ходе решения такой задачи школьники должны не только вспомнить изученные законы, но и использовать их в новой ситуации.

Проектное обучение — еще один эффективный метод активного обучения, который направлен на формирование у школьников навыков самостоятельного исследования. Проекты по физике могут включать как исследовательскую работу, так и практическое применение знаний. Например, можно предложить учащимся создать модель простейшего электрического двигателя или провести эксперимент по изучению зависимости силы трения от различных факторов. Проектная деятельность развивает у учащихся навыки планирования, работы в группе, обработки данных и презентации результатов. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, что позволяет развивать навыки сотрудничества и коллективной работы.

Метод кейсов, широко применяемый в современном образовании, позволяет учащимся погружаться в реальные или смоделированные жизненные ситуации, требующие решения. В кейсах учащиеся сталкиваются с проблемой, для решения которой необходимо использовать знания по физике. Например, можно предложить кейс, в котором нужно оценить риски и предложить техническое решение для защиты от цунами на основе физических законов о движении волн. Работа с кейсами помогает школьникам развивать аналитические и исследовательские способности, учит их принимать решения на основе научных данных и логических рассуждений.

Дискуссии и дебаты на уроках физики способствуют развитию критического мышления и углублению знаний учащихся. В процессе обсуждения той или иной темы школьники не только делятся своими мыслями, но и учатся анализировать и оценивать аргументы других. Например, можно организовать дебаты на тему "Является ли термоядерная энергетика перспективным источником энергии для человечества?" В ходе такой дискуссии учащиеся не только погружаются в изучение физики ядерных реакций, но и развивают свои коммуникативные навыки, учатся формулировать и обосновывать свою точку зрения.

Интерактивные методы обучения также занимают важное место в современном образовательном процессе. Одним из таких методов является использование цифровых технологий и онлайн-инструментов. На уроках физики это может включать использование симуляторов физических процессов, виртуальных лабораторий и обучающих видеороликов. Например, с помощью компьютерных симуляций учащиеся могут наблюдать, как различные параметры влияют на движение тел или работу электрических цепей. Это позволяет им визуализировать сложные процессы, которые трудно продемонстрировать в реальных условиях, и получить более глубокое понимание материала.

Групповая работа — еще один важный метод активного обучения, который позволяет учащимся развивать навыки коммуникации и сотрудничества. В группах учащиеся могут выполнять практические задания, решать задачи или проводить эксперименты. Групповая работа способствует развитию ответственности, так как каждый участник отвечает за определенный этап работы. Например, при изучении законов механики можно предложить учащимся в группе разработать и провести эксперимент по изучению движения тел под воздействием различных сил. Совместная работа над экспериментом помогает школьникам не только лучше усваивать учебный материал, но и учиться распределять обязанности и эффективно взаимодействовать в команде.

Метод мозгового штурма также широко применяется для активизации познавательной деятельности учащихся. Этот метод помогает стимулировать творческое мышление и генерировать идеи для решения проблемы. Учитель предлагает учащимся задачу или вопрос, требующий нестандартного подхода, и учащиеся выдвигают различные идеи для решения. Например, можно предложить школьникам обсудить, как можно использовать законы термодинамики для создания более эффективных двигателей. В процессе мозгового штурма учащиеся развивают креативность, учатся быстро находить решения и оценивать их эффективность.

Активные методы обучения на уроках физики способствуют не только лучшему усвоению учебного материала, но и развитию у учащихся целого ряда ключевых навыков, необходимых для их будущего. В первую очередь, это умение анализировать информацию, решать сложные задачи, работать в команде и самостоятельно находить решения. Активные методы обучения также повышают мотивацию школьников к изучению физики, так как позволяют им участвовать в учебном процессе не просто как слушателям, а как активным участникам, принимающим решения и отвечающим за результат.

Важно отметить, что для успешного применения активных методов обучения учителю необходимо тщательно планировать уроки и подбирать соответствующие методы в зависимости от темы урока, уровня подготовки учащихся и целей обучения. Активное обучение требует от учителя гибкости и готовности к взаимодействию с учащимися на всех этапах учебного процесса, будь то обсуждение теоретического материала, решение задач или проведение экспериментов. Важно также создавать на уроках атмосферу, способствующую активному участию всех учащихся, чтобы каждый ученик чувствовал себя включенным в учебный процесс.

Таким образом, использование активных методов обучения на уроках физики позволяет сделать учебный процесс более увлекательным, продуктивным и развивающим. Проблемное обучение, проектная деятельность, кейсы, дискуссии, интерактивные технологии и групповые задания помогают учащимся не только глубже понять физические законы, но и развить у них важные личностные и профессиональные качества. В условиях современного образования учителю физики важно применять активные методы обучения, чтобы способствовать всестороннему развитию учащихся и их подготовке к успешной учебной и профессиональной деятельности.

 

Список литературы

 

Бородина А.А., Зверева Т.С., Манакова Е.О., Манаков А.С.

Особенности использования педагогической технологии "активные методы обучения" на уроках физики и астрономии

// Теория и практика современной науки. 2022. №1 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-pedagogicheskoy-tehnologii-aktivnye-metody-obucheniya-na-urokah-fiziki-i-astronomii (дата обращения: 10.10.2024).

Гущин, В. С. Активные методы обучения на практических занятиях по физике / В. С. Гущин // Новые образовательные технологии в вузе : Сборник тезисов докладов участников конференции, Екатеринбург, 18–20 февраля 2014 года / редактор: А.В.

Поротникова

. – Екатеринбург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2014. – С. 495-500. – EDN SWWPIJ.

Кадеева, О. Е. Применение активных методов на уроке физики / О. Е. Кадеева, А. А. Шубина. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 501-502. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59410/ (дата обращения: 10.10.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×