ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Фирулева Ирина Александровна, учитель начальных классов
МБОУ ВМО "Семенковская основная школа имени С.В. Солодягина"
Аннотация: Статья посвящена актуальному вопросу применения активных форм обучения в образовательном процессе начальной школы. Рассматриваются методы и приемы, направленные на повышение познавательного интереса младших школьников. Автор подчеркивает значимость активного вовлечения учащихся в учебный процесс и показывает, как активные формы обучения могут способствовать развитию ключевых навыков: самостоятельности, критического мышления и творческого подхода к решению задач. Практические примеры применения активных методов на уроках помогают учителю сделать учебный процесс более интересным и эффективным.
Ключевые слова: активные формы обучения, познавательный интерес, младшие школьники, мотивация, интерактивные методы, учебный процесс.
В начальной школе закладываются основы обучения, и от того, насколько удачно организован образовательный процесс, зависит дальнейшее отношение детей к учебе. Одной из ключевых задач учителя является создание условий, при которых ученики будут заинтересованы в получении новых знаний. Применение активных форм обучения – это эффективный инструмент для повышения познавательного интереса младших школьников. Активные методы способствуют вовлечению детей в учебный процесс, побуждают их к самостоятельной работе и стимулируют творческую активность.
Познавательный интерес возникает тогда, когда ребенок активно включен в деятельность, которая кажется ему увлекательной. Важно, чтобы обучение не сводилось к однообразным заданиям, требующим лишь запоминания и воспроизведения информации. Применение активных форм обучения помогает сделать учебный процесс динамичным, разнообразным и увлекательным для школьников. Дети начинают не только воспринимать новую информацию, но и активно работать с ней, решая задачи, выполняя практические задания и участвуя в совместной деятельности с одноклассниками.
Одной из активных форм обучения, которую можно успешно применять на уроках в начальной школе, является игровая деятельность. Для младших школьников игра остается ведущим видом деятельности, и она может стать мощным инструментом для освоения нового материала. Учитель может использовать дидактические игры, задания на поиск решений, квесты или ролевые игры, чтобы вовлечь детей в процесс обучения. Например, при изучении окружающего мира можно организовать «экспедицию в лес», где дети в ролевой игре будут исследователями природы, изучающими растения и животных.
Игровые формы также помогают развивать коммуникативные навыки учащихся, что особенно важно в начальной школе. В игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать и искать совместные решения, а также принимать разные точки зрения. Такой подход способствует развитию не только познавательных, но и социальных навыков, что крайне важно для успешного обучения в будущем.
Кроме игровых методик, для активизации познавательного интереса можно использовать метод проектов. Проектная деятельность позволяет детям глубже погружаться в изучаемую тему и исследовать ее с разных сторон. Учитель может предложить школьникам проект на тему, которая им близка и интересна. Например, в рамках урока по математике можно организовать проект «Наш магазин», где дети будут рассчитывать стоимость товаров, учиться вести учет и находить решения для различных задач. Этот метод способствует развитию самостоятельности, ответственности и умения планировать свою работу.
Метод групповой работы также является эффективным способом активизации учащихся. Работа в группах позволяет школьникам учиться сотрудничать, распределять роли и брать на себя ответственность за общий результат. На уроках в начальных классах можно применять групповые задания, которые требуют коллективного поиска решений. Например, при изучении темы «Семья» ученикам можно предложить создать и представить коллективный проект о своей семье, обсудив важные моменты совместно.
Активные формы обучения помогают развивать у школьников критическое мышление и способность к анализу. Например, метод «мозгового штурма» может использоваться на любом этапе урока для обсуждения проблемных вопросов и поиска решений. Учитель задает вопрос, и дети активно предлагают свои идеи, после чего все вместе обсуждают их. Такой подход помогает детям развивать умение рассуждать, формулировать мысли и анализировать различные точки зрения.
Еще одним методом, который позволяет активизировать познавательную деятельность младших школьников, является использование ИКТ. Современные технологии позволяют сделать обучение более интерактивным и интересным. Например, на уроках математики или русского языка можно использовать образовательные программы, которые включают игровые элементы и задания с обратной связью. Визуализация информации, интерактивные доски, планшеты и компьютеры помогают разнообразить урок и привлечь внимание детей.
Внедрение активных форм обучения требует от учителя продуманного планирования уроков и умения гибко реагировать на интересы и потребности учеников. Важно не только подобрать интересные задания, но и создать атмосферу на уроке, в которой ученики будут чувствовать себя комфортно и уверенно. Активные методы предполагают участие каждого ребенка в процессе обучения, поэтому учителю важно учитывать индивидуальные особенности учеников, чтобы они могли включаться в работу на своем уровне.
Активные формы обучения помогают учителю не только поддерживать интерес к предмету, но и развивать у школьников важнейшие навыки, такие как самостоятельность, критическое мышление, коммуникация и творческое мышление. Эти компетенции необходимы не только для успешной учебы, но и для дальнейшей жизни детей в современном обществе. Важно помнить, что активные методы обучения не заменяют традиционные формы, но эффективно дополняют их, делая уроки более разнообразными и динамичными.
Таким образом, применение активных форм обучения на уроках в начальной школе – это эффективный способ повышения познавательного интереса обучающихся. Использование игровых методик, проектной деятельности, групповой работы и интерактивных технологий помогает школьникам глубже усваивать материал и развивать ключевые навыки. Активные формы обучения создают условия для активного вовлечения детей в процесс познания, что повышает мотивацию и способствует формированию положительного отношения к учебе.
Список литературы
Калужина
, Е. С. Использование активных методов обучения на уроках русского языка / Е. С.
Калужина
, Е. С. Ходырева, И. В. Гребенникова // Цифровая наука. – 2021. – № 1. – С. 165-175. – EDN NRWMSE.
Орешко
С
.
А
.
Инновационные педагогические технологии: активные и интерактивные методы обучения // Проблемы науки. 2019. №9 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-pedagogicheskie-
tehnologii-aktivnye-i-interaktivnye-metody-obucheniya (дата обращения: 10.10.2024).
Семененко Н. М. Активные методы и формы обучения и их роль в развитии УУД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 786–790. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85158.htm
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат