Роль игр и упражнений на свежем воздухе в здоровье дошкольников
Ковердяева Светлана Владимировна, воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад «Светлячок» с. Владимиро - Александровское Партизанского муниципального округа
Аннотация. Статья посвящена значению игр и упражнений на свежем воздухе в поддержании и укреплении здоровья дошкольников. Рассматриваются основные задачи физического воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также влияние подвижных игр на развитие их физической активности и укрепление иммунитета. В статье приведены примеры упражнений и игр, которые можно эффективно использовать на прогулках, с целью формирования у детей привычки к активному и здоровому образу жизни.
Ключевые слова: игры на свежем воздухе, физическая активность, дошкольники, здоровье детей, укрепление иммунитета, подвижные игры, прогулки.
Здоровье детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач воспитания в детских садах, и физическая активность играет важную роль в его поддержании. Игры и упражнения на свежем воздухе — это не только способ развития моторики и координации у детей, но и один из важнейших факторов укрепления их иммунитета, закаливания организма и повышения устойчивости к различным заболеваниям. Прогулки на свежем воздухе дают детям возможность быть в движении, что способствует активной работе всех систем организма и положительно сказывается на их общем состоянии здоровья.
Одной из основных целей организации игр и упражнений на свежем воздухе является укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие выносливости, силы и координации движений у детей. Физические нагрузки на свежем воздухе также способствуют улучшению работы нервной системы, снимают психоэмоциональное напряжение, повышают настроение и улучшают аппетит. Важно отметить, что дошкольники обладают высокой потребностью в движении, и удовлетворение этой потребности через активные игры на улице помогает предотвратить гиподинамию — недостаток физической активности, который может негативно сказываться на их физическом развитии.
Кроме того, регулярные игры на свежем воздухе способствуют закаливанию организма. Контакт с природными факторами — воздухом, солнцем, прохладой — помогает детям адаптироваться к различным изменениям погодных условий, что в свою очередь укрепляет их иммунную систему. Примером может служить такая игра, как «Салки», во время которой дети активно двигаются и взаимодействуют друг с другом, что стимулирует их дыхание, работу сердца и мышцы. Эти игры также развивают социальные навыки, умение взаимодействовать и соблюдать правила в коллективе.
Среди популярных упражнений и игр, которые можно использовать на прогулке, можно отметить такие, как прыжки через скакалку, бег с препятствиями, метание на дальность. Эти простые игры развивают у детей координацию движений, быстроту реакции, а также улучшают их физическую форму. Важно, чтобы подобные упражнения были интересны и увлекательны для детей, так как это способствует их желанию быть активными и участвовать в играх. Примером может стать игра «Кто дальше прыгнет?», где дети могут соревноваться в прыжках, развивая при этом мышцы ног и улучшая чувство равновесия.
Также важно не забывать о ролевых и сюжетных играх на свежем воздухе, которые сочетают в себе элементы физической активности и творчества. Например, игра «Путешествие в лес», где дети изображают животных или исследователей природы, помогает не только развить воображение, но и активно двигаться. В таких играх дети бегают, ползают, прыгают, что позволяет им прорабатывать различные группы мышц, при этом оставаясь в увлекательном и познавательном игровом процессе.
Прогулки на свежем воздухе дают возможность использовать природные условия для организации игровых и физических упражнений. Летом это может быть игра с мячом, бег по траве, а зимой — катание на санках, лепка снеговиков или игры в снежки. Все это помогает детям развиваться всесторонне, обогащает их сенсорный опыт, позволяет наблюдать за изменениями природы в зависимости от сезона и вовлекает в активные действия.
Одним из важнейших аспектов игр на свежем воздухе является их положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей. Активные игры помогают детям снять напряжение, избавиться от накопленной энергии и улучшить настроение. Подвижные игры также способствуют улучшению социальной адаптации: дети учатся взаимодействовать с другими детьми, работать в команде, соблюдать правила игры и контролировать свои эмоции. Например, игра «Прятки» учит детей взаимодействовать, распределять роли, а также развивает внимание и ориентацию в пространстве.
Не стоит забывать и о необходимости поддержания дисциплины во время игр на свежем воздухе. Воспитателю важно следить за тем, чтобы дети соблюдали правила безопасности и не подвергали себя риску получения травм. Например, игры, связанные с бегом или прыжками, должны проводиться на безопасной, ровной площадке, без острых предметов и препятствий. Важно помнить, что основная задача игр на свежем воздухе — это не только развлечение, но и забота о здоровье детей.
Таким образом, игры и упражнения на свежем воздухе являются важной частью образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Они способствуют развитию физической активности у детей, укреплению их здоровья, закаливанию и развитию навыков взаимодействия в коллективе. Важно, чтобы воспитатели регулярно проводили такие игры, делая их интересными, увлекательными и соответствующими возрастным особенностям детей.
Список литературы
Бережнова
Е.Н.
Д
вигательная активность детей как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников // Вестник науки. 2019. №6 (15).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dvigatelnaya-aktivnost-detey-kak-sredstvo-sohraneniya-i-ukrepleniya-zdorovya-doshkolnikov
Сайфиева
С.С.
Здоровье дошкольника и
здоровьесберегающие
технологии // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016.
№5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-doshkolnika-i-zdoroviesberegayuschie-tehnologii-1
Шахматова, А. Н.
Здоровьесберегающие
технологии в дошкольном образовании / А. Н. Шахматова. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 664-665.
Якурина
М. В.,
Докина
Е. Г.,
Трунова
Н. Н.,
Гартвиг
Ю. Г.
Здоровьесберегающие
технологии в ДОУ. Материалы IX
Междунар
. науч.
конф
. (г. Москва, ноябрь 2016 г.).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат