ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Турукина Оксана Андреевна,
педагог-психолог МКОУ для обучающихся с ОВЗ
Одинцовская общеобразовательная школа "Надежда"
Аннотация. В статье обсуждаются особенности эмоционального развития школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и методы психологической поддержки, направленные на их развитие и адаптацию в образовательной среде. Рассматриваются основные эмоциональные трудности, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ, такие как повышенная тревожность, трудности в выражении эмоций и недостаточная социальная адаптация. Приводятся примеры эффективных методов работы с такими школьниками, включая арт-терапию, игровые методы, коррекционные программы и поддержку со стороны педагогов и родителей.
Ключевые слова: эмоциональное развитие, дети с ОВЗ, психологическая поддержка, тревожность, социализация, коррекционные программы, эмоциональная регуляция.
Эмоциональное развитие школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из ключевых аспектов их успешной адаптации к учебному процессу и социальной жизни. Дети с ОВЗ, в зависимости от характера своих ограничений, могут испытывать значительные трудности в понимании, выражении и управлении своими эмоциями, что влияет на их поведение, учебную успеваемость и межличностные отношения. Эти особенности требуют особого внимания со стороны педагогов и психологов, которые должны применять адаптированные методы психологической поддержки для создания условий гармоничного развития.
Цель данной статьи – рассмотреть специфические особенности эмоционального развития школьников с ОВЗ и предложить эффективные методы психологической поддержки, которые помогут детям справляться с эмоциональными трудностями и адаптироваться к учебной среде.
Рассмотрим особенности эмоционального развития школьников с ОВЗ:
1. Повышенная тревожность и эмоциональная неустойчивость. Многие дети с ОВЗ испытывают повышенный уровень тревожности. Это может быть связано с их затруднениями в обучении, социализации или физическими ограничениями, которые мешают им участвовать в общей деятельности наравне с другими детьми. Тревожность у таких детей часто проявляется в виде эмоциональной неустойчивости, частой смены настроения и неспособности справляться со стрессовыми ситуациями.
Например, дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут демонстрировать повышенную чувствительность к изменениям в окружении, что приводит к эмоциональным всплескам в стрессовых ситуациях.
2. Трудности в распознавании и выражении эмоций. Дети с ОВЗ могут испытывать трудности в осознании и выражении своих эмоций. Это связано с когнитивными нарушениями, особенностями восприятия и социальной изоляцией. Они могут испытывать затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей, что влияет на их коммуникативные навыки и способность к взаимодействию.
Например, дети с интеллектуальными нарушениями могут иметь ограниченный словарный запас для выражения своих чувств, что приводит к фрустрации и конфликтам.
3. Социальная изоляция и недостаточная социализация. Из-за физических или когнитивных ограничений дети с ОВЗ часто оказываются в социальной изоляции. Они могут испытывать трудности в установлении и поддержании дружеских связей, что негативно сказывается на их эмоциональном состоянии. Социальная изоляция усиливает тревожность и чувство одиночества, что может привести к замкнутости и даже депрессивным состояниям.
Выделим методы психологической поддержки школьников с ОВЗ:
1. Арт-терапия является одним из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ, поскольку она позволяет им выражать свои эмоции через творческую деятельность. Рисование, лепка, музыкальные занятия или другие формы искусства помогают детям справляться с внутренними переживаниями, которые они не могут выразить словами. Арт-терапия также способствует развитию коммуникативных навыков и снижению тревожности.
Например, занятие с использованием метода "Коллаж настроения", где дети выражают свои эмоции через картинки, помогает им лучше осознавать свои чувства и находить способы их выражения.
2. Игровая терапия позволяет детям с ОВЗ разрабатывать навыки эмоциональной регуляции через моделирование различных ситуаций и взаимодействий. В ходе игры дети учатся распознавать свои эмоции, контролировать их и находить конструктивные способы выражения. Игровая терапия также развивает социальные навыки, такие как совместное принятие решений, эмпатия и навыки сотрудничества.
Например, в процессе игры "Эмоциональный светофор" детям предлагается определить, какие эмоции "зеленые" (безопасные для выражения), "желтые" (требуют контроля) и "красные" (эмоции, которые нужно научиться сдерживать).
3. Коррекционные программы, направленные на развитие социальных и эмоциональных навыков, включают в себя специально разработанные упражнения и занятия, которые помогают детям с ОВЗ лучше справляться с эмоциональными трудностями. Такие программы часто включают в себя упражнения на развитие эмпатии, навыков общения, управления эмоциями и разрешения конфликтов.
Например, программы тренировки эмоционального интеллекта могут включать задания на распознавание эмоций по мимике, обсуждение чувств героев литературных произведений или фильмов, а также проигрывание ролевых ситуаций.
4. Одна из ключевых задач психолога – это работа с родителями и педагогами, направленная на создание поддерживающей среды для ребенка с ОВЗ. Родители и педагоги играют важную роль в формировании эмоциональной стабильности ребенка, и их поддержка помогает детям справляться с трудностями. Психолог проводит консультации, семинары и тренинги, на которых обучает родителей и педагогов эффективным стратегиям эмоциональной поддержки.
Важно, чтобы родители и учителя были в курсе эмоциональных особенностей ребенка, умели вовремя реагировать на его потребности и предоставлять необходимую помощь.
В заключение отметим, что эмоциональное развитие школьников с ОВЗ требует особого внимания и психологической поддержки, направленной на снижение тревожности, развитие навыков эмоциональной регуляции и социализацию. Арт-терапия, игровая терапия, коррекционные программы и вовлечение родителей и педагогов в процесс работы с детьми играют важную роль в создании условий для гармоничного эмоционального развития. Комплексный подход, основанный на индивидуальных потребностях ребенка, способствует успешной адаптации школьников с ОВЗ и улучшению их качества жизни.
Список литературы
Белова, Н. В. (2019). Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ: подходы и методы. Вестник социальной психологии, 6(9), 121-130.
Иванова, Л. В. (2022). Арт-терапия как метод коррекции эмоционального состояния у детей с ОВЗ. Журнал специальной педагогики, 3(14), 88-95.
Кузнецова, Н. П. (2021). Игровая терапия в коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ. Психология развития, 7(22), 102-110.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат