Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии . Работа №72547

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ

 

Меньшикова Олеся Михайловна, учитель

МАОУ гимназия №23

 

Аннотация: В статье рассматривается вопрос формирования ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии. Подчеркивается важность географии как учебной дисциплины, развивающей у учащихся не только знания о мире, но и целый спектр умений и навыков, необходимых для успешной социализации и адаптации в современном мире. Описаны основные компетенции, формируемые через изучение географии: когнитивные, коммуникативные, регулятивные и личностные. Рассматриваются педагогические методы и подходы, которые способствуют эффективному развитию этих компетенций у школьников. Приведены примеры учебных заданий и видов деятельности, которые способствуют развитию ключевых компетенций учащихся в рамках географического курса.

Ключевые слова: ключевые компетенции, география, школьное образование, когнитивные навыки, коммуникативные умения, регулятивные компетенции, личностные компетенции, учебные методы.

 

Современное школьное образование направлено на формирование у учащихся не только предметных знаний, но и целого спектра ключевых компетенций, которые позволяют школьникам успешно адаптироваться в динамично меняющемся мире. В условиях стремительного научно-технического прогресса и глобализации важно, чтобы ученики обладали навыками критического мышления, умели находить и применять информацию, работали в команде и принимали обоснованные решения. В этом контексте курс географии представляет собой мощный инструмент для формирования таких навыков, поскольку сочетает в себе изучение природных процессов, экономических систем и социальной структуры общества.

Формирование ключевых компетенций через курс географии строится на интеграции теоретических знаний и практических навыков, что позволяет ученикам осмысливать и применять полученные знания на практике. Основные компетенции, которые развиваются на уроках географии, можно разделить на несколько групп: когнитивные, коммуникативные, регулятивные и личностные.

Когнитивные компетенции — это способности к анализу, синтезу и интерпретации информации. География как учебный предмет требует от учеников работы с большими объемами данных: картографическими материалами, статистическими таблицами, схемами природных процессов. Задачи на построение карт, определение координат, анализ климатических поясов или сравнение экономик различных стран способствуют развитию у школьников аналитического мышления и умения находить закономерности. Например, работа с климатическими картами помогает ученикам анализировать связь между природными условиями и распределением населения, а также прогнозировать влияние изменений климата на жизнь людей. Такие задания помогают формировать системное мышление, что важно для понимания сложных взаимосвязей в современном мире.

Коммуникативные компетенции формируются через активное использование разнообразных форм взаимодействия на уроках. На уроках географии широко применяются групповые формы работы, которые предполагают совместное обсуждение, анализ информации и выработку решений. Дискуссии по таким темам, как урбанизация, экономическая глобализация или проблемы экологии, позволяют школьникам учиться аргументированно выражать свое мнение, слушать других и находить компромиссы. Это развивает умения работать в команде и способствует формированию у школьников навыков публичного выступления, что важно для их дальнейшего профессионального и личностного роста.

Регулятивные компетенции включают в себя способность организовывать собственную деятельность, ставить цели и достигать их. В процессе изучения географии у школьников развивается умение планировать свою работу, особенно в рамках выполнения исследовательских и проектных заданий. Проектная деятельность, например, исследование экологического состояния родного региона или изучение демографической ситуации в стране, помогает ученикам овладеть навыками планирования, поиска информации, критического анализа данных и презентации результатов. Такие задания учат школьников самоорганизации, ответственности за выполнение задачи и адаптивности в сложных условиях.

Личностные компетенции формируются через осознание учащимися своей роли в мире, понимание их гражданской ответственности и культурного разнообразия. География, как предмет, посвященный изучению мира и его особенностей, помогает ученикам осознавать свою принадлежность к глобальному сообществу, понимать взаимосвязь между природными и социальными процессами и развивать чувство уважения к различным культурам. Особое внимание на уроках уделяется таким темам, как охрана окружающей среды, устойчивое развитие, толерантность и международное сотрудничество. Учащиеся учатся принимать решения, основываясь на понимании долгосрочных последствий для природы и общества, что способствует формированию у них экологической и социальной ответственности.

Для эффективного формирования ключевых компетенций на уроках географии учитель должен применять разнообразные педагогические методы, сочетающие теоретическое обучение с активными формами деятельности. Одним из таких методов является проектное обучение, которое помогает учащимся глубже изучать конкретные темы, одновременно развивая навыки самостоятельного поиска информации, критического анализа и презентации. Например, при изучении темы «Экологические проблемы современного мира» школьники могут подготовить проект о конкретной экологической проблеме, представив её анализ и предложив пути решения.

Другим эффективным методом является использование геоинформационных систем (ГИС), которые позволяют ученикам работать с цифровыми картами и анализировать реальные данные. Это помогает развивать не только навыки работы с информацией, но и понимание глобальных процессов и их влияния на местный уровень. Уроки с использованием ГИС могут быть посвящены изучению изменения климата, урбанизации, миграционных процессов и других глобальных вызовов.

Активное применение игровых методов также способствует формированию компетенций. Географические квесты, викторины, игры помогают ученикам развивать навыки командной работы, логического мышления и умение принимать решения в условиях неопределенности. Такие формы занятий вовлекают учеников в учебный процесс, делая его более интересным и интерактивным.

Немаловажную роль играет и использование межпредметных связей. География тесно связана с биологией, историей, экономикой и другими науками, что позволяет ученикам развивать комплексное восприятие мира. Например, изучение географии может быть связано с уроками истории через изучение миграционных процессов или политических границ, что помогает учащимся увидеть взаимосвязь между природными и историческими процессами.

Таким образом, формирование ключевых компетенций в процессе преподавания географии требует активного применения разнообразных методов и форм работы. Уроки географии, построенные на основе взаимодействия, проектной и исследовательской деятельности, помогают школьникам не только овладевать знаниями о мире, но и развивать навыки, необходимые для успешной жизни в современном обществе. Воспитание критически мыслящих, активных и ответственных граждан, способных адаптироваться к новым вызовам и принимать решения на основе анализа и понимания глобальных процессов — это одна из ключевых задач преподавания географии в школе.

 

Список литературы

 

Дустова

Б.Н.

Обучение географии в школе

// Мировая наука. 2020. №6 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-geografii-v-shkole-1 (дата обращения: 11.10.2024).

Сабырбаева

Б

.

Т

.

,

Егорина

А

.

В

.

Географическое мышление и его развитие на уроках географии

// ELS. 2024. №1 май. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geograficheskoe-myshlenie-i-ego-razvitie-na-urokah-geografii (дата обращения: 11.10.2024).

Синицына А

.

А

.

Формирование ценностно-смысловых ориентаций учащихся в процессе изучения географии

// Проблемы науки. 2021. №4 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostno-smyslovyh-orientatsiy-uchaschihsya-v-protsesse-izucheniya-geografii (дата обращения: 11.10.2024).

Табалдиева

Ч

.

Б

.

Формирование экологической культуры школьников на уроках географии // Вестник науки и образования. 2017. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-shkolnikov-na-urokah-geografii (дата обращения: 11.10.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×