ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С КАРТОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Меньшикова Олеся Михайловна, учитель
МАОУ гимназия №23
Аннотация: В статье рассматривается значимость формирования умений и навыков работы с картографическим материалом на уроках географии. Картографические материалы являются важным инструментом для развития пространственного мышления и географической грамотности. Статья описывает основные методы и приемы, способствующие эффективному обучению школьников работе с картами. Особое внимание уделяется практическим заданиям, способствующим развитию навыков чтения, анализа и создания карт.
Ключевые слова: картография, навыки работы с картой, географическая грамотность, пространственное мышление, карты, географические умения, учебная деятельность.
Работа с картографическим материалом на уроках географии является важнейшей составляющей процесса обучения, поскольку карты помогают ученикам не только визуализировать изучаемые территории, но и глубже осмыслить пространственные взаимосвязи и особенности географических объектов. Умение анализировать, интерпретировать и создавать карты позволяет школьникам развивать пространственное мышление и географическую грамотность, что является неотъемлемой частью всестороннего географического образования.
Формирование навыков работы с картой начинается с базовых умений. Первоначально учащиеся должны научиться ориентироваться на карте, понимать условные обозначения, масштаб и систему координат. На этом этапе важно научить школьников воспринимать карту не просто как иллюстрацию, а как информационную модель, отображающую реальные географические процессы и объекты.
Одним из эффективных способов формирования умений работы с картой является регулярное использование разнообразных карт в учебном процессе. Это могут быть политические и физические карты мира, карты отдельных регионов и стран, а также тематические карты, отображающие климатические, демографические или экономические данные. Включение в уроки таких карт позволяет не только развить навыки чтения картографических материалов, но и глубже понять взаимосвязи между природными и социальными процессами.
На уроках важно активно включать учащихся в процесс анализа карт. Для этого можно использовать задания, связанные с интерпретацией данных, нанесенных на карту, поиском информации о географических объектах и явлениях. Например, задания на определение географических координат ключевых городов, расчет расстояний между ними по карте или анализ рельефа местности способствуют развитию у школьников навыков работы с пространственной информацией. Умение правильно интерпретировать данные, представленные на карте, — это важнейший элемент географической грамотности, который необходимо формировать с самого начала изучения предмета.
Кроме анализа готовых карт, важной частью обучения является создание картографических материалов самими учащимися. Это могут быть как простые карты, отображающие основные географические объекты, так и более сложные тематические карты, требующие обработки и систематизации информации. Например, школьники могут создать карты распределения климатических зон, типы почв, плотности населения или экономических ресурсов. Работа над созданием карт не только развивает аналитические способности, но и учит школьников самостоятельно обрабатывать информацию и представлять её в наглядной форме.
Особую роль в процессе формирования навыков работы с картографическими материалами играют современные технологии. Использование геоинформационных систем (ГИС) и цифровых карт позволяет школьникам работать с актуальной информацией, изучать изменения в окружающей среде и анализировать глобальные процессы. Цифровые карты, доступные в интернете, позволяют проводить разнообразные исследования, такие как отслеживание изменения границ природных зон, анализ плотности населения или изучение природных ресурсов. Работа с цифровыми картами развивает у учащихся навыки обработки больших объемов данных, что особенно важно в условиях современных образовательных стандартов.
Для развития навыков работы с картами полезно включать в уроки задания на межпредметные связи. Например, изучение вопросов экономической или исторической географии можно сопровождать анализом соответствующих карт, что позволяет интегрировать знания из разных дисциплин. Примером может быть исследование экономической деятельности разных регионов страны через анализ их природных ресурсов, транспортной инфраструктуры и населения, представленных на карте. Такой подход развивает системное мышление и позволяет учащимся видеть взаимосвязь между природными и социальными факторами.
Кроме того, на уроках географии можно использовать задания, связанные с решением практических задач, требующих использования картографических данных. Это могут быть задачи на определение наиболее коротких маршрутов между городами, расчет времени в пути, выбор оптимального места для размещения объектов или анализ геополитической ситуации. Такие задания развивают у школьников умение применять картографические знания для решения реальных задач, что является важным элементом подготовки к жизни в современном обществе.
Важно также уделять внимание развитию критического мышления при работе с картографическим материалом. Карты всегда содержат определенную информацию, которая может быть субъективной или неполной. Учитель должен учить школьников критически относиться к картам, задавая вопросы: кто создал эту карту, для каких целей, какую информацию она отображает, а что скрывает. Такой подход помогает развивать у учащихся навыки критического анализа информации, что является важной частью современного образования.
Таким образом, формирование умений и навыков работы с картографическим материалом на уроках географии играет ключевую роль в развитии географической грамотности и пространственного мышления учащихся. Регулярная работа с разнообразными картами, создание собственных картографических материалов, использование цифровых технологий и развитие критического мышления позволяют учителю сделать процесс обучения интересным и полезным для школьников. Эти навыки помогают учащимся не только лучше понимать окружающий мир, но и применять полученные знания для решения практических задач в жизни.
Список литературы
Давлетмирзаева
, Ф. А. Особенности применения картографической наглядности на уроках географии / Ф. А.
Давлетмирзаева
. —
Текст :
непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/654/ (дата обращения: 11.10.2024).
Халилов Х.Б., Хамидов А.А.
Методология развития картографических компетенций учеников на курсах экономической и социальной географии в средней школе
// Экономика и социум. 2021. №12-2 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-razvitiya-kartograficheskih-kompetentsiy-uchenikov-na-kursah-ekonomicheskoy-i-sotsialnoy-geografii-v-sredney-shkole (дата обращения: 11.10.2024).
Эфендиева
Ш
.
Т
.
,
Абдулвагабова
С
.
А
.
Формирование картографических знаний и умений у учащихся в курсе изучения школьной географии
// Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kartograficheskih-znaniy-i-umeniy-u-uchaschihsya-v-kurse-izucheniya-shkolnoy-geografii (дата обращения: 11.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат