Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Индивидуальные и коллективные аспекты хорового пения: как балансировать обе составляющие в обучении. Работа №72568

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Индивидуальные и коллективные аспекты хорового пения: как балансировать обе составляющие в обучении
Работа:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ХОРОВОГО ПЕНИЯ: КАК БАЛАНСИРОВАТЬ ОБЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ОБУЧЕНИИ

Анциферова Наталья Петровна, преподаватель ДШИ

МБУДО "Юкталинская ДШИ", Амурская область, п. Юктали

Аннотация. Статья посвящена вопросам сочетания индивидуальных и коллективных аспектов в обучении хоровому пению в детских школах искусств. Баланс между личным развитием ученика и его взаимодействием с хоровым коллективом является важным фактором для успешного музыкального воспитания. В статье рассматриваются методы развития вокальных навыков каждого учащегося в контексте работы в хоровом коллективе, а также подходы к поддержанию гармонии между индивидуальной музыкальной выразительностью и ансамблевым исполнением.

Ключевые слова: хоровое пение, индивидуальные вокальные навыки, коллективная музыкальность, ансамблевое исполнение, педагогика вокала, музыкальное воспитание, детская школа искусств.

Хоровое пение является уникальной формой музыкального искусства, которая сочетает в себе как коллективное взаимодействие, так и индивидуальное мастерство каждого певца. Для учащихся в детских школах искусств это особенно важно, поскольку обучение вокалу должно учитывать как развитие личных вокальных навыков, так и работу в ансамбле, что способствует формированию коллективной музыкальности.

Баланс между индивидуальной работой и хоровым исполнением позволяет детям не только совершенствовать свои музыкальные способности, но и учиться взаимодействовать с другими участниками коллектива. Это требует от педагога особого внимания к каждому ученику, а также способности организовать коллективную деятельность таким образом, чтобы раскрыть потенциал каждого члена хора.

Цель этой статьи — рассмотреть, как преподавателю вокального искусства сбалансировать индивидуальные и коллективные аспекты обучения в хоре, и предложить методы, которые помогут в этом процессе.

Индивидуальные аспекты хорового пения

Развитие индивидуального вокального мастерства

Каждый участник хора — это, прежде всего, вокалист с уникальными голосовыми данными, которые требуют отдельного внимания. Для успешного участия в хоре необходимо развить такие базовые вокальные навыки, как правильное дыхание, интонация, дикция и чистота звука. Эти аспекты требуют индивидуальной работы с педагогом, поскольку каждое детское голосовое развитие идет своим темпом.

Преподавателю следует использовать индивидуальные уроки и персонализированный подход для работы над специфическими вокальными проблемами каждого ученика. Это может включать упражнения на дыхание, распевки для развития голоса, а также работу над репертуаром, который поможет раскрыть сильные стороны голоса ученика.

Формирование музыкального слуха и интонации

Индивидуальная работа над слухом и интонацией — важная часть обучения, которая помогает детям развить точность звуковысотности и слуховую координацию. В хоре каждый ученик должен быть способен интонировать свою партию точно и поддерживать гармонию с другими голосами. Для этого необходимо уделять внимание развитию слуха на индивидуальных занятиях.

Преподаватель может использовать упражнения для тренировки слуха, такие как пение интервалов, гамм и аккордов, а также работу над сольфеджио, чтобы ученик научился слышать и точно воспроизводить музыкальные интервалы и гармонии.

Личное развитие музыкальной выразительности

Помимо техники, педагог должен работать с каждым учеником над музыкальной интерпретацией и выразительностью. Это помогает учащимся не только петь правильно, но и передавать эмоции, чувства через музыку. Индивидуальные уроки дают возможность сконцентрироваться на том, как певец выражает себя в каждом произведении, развивая его артистизм и эмоциональную включенность.

Коллективные аспекты хорового пения

Развитие ансамблевого чувства

Хоровое пение требует от каждого участника умения работать в ансамбле, чувствовать не только свою партию, но и звучание всего хора в целом. Это требует развития чувства ритма, темпа, динамики и синхронности исполнения. Работа в коллективе учит детей слушать друг друга и понимать, как их индивидуальное исполнение влияет на общий результат.

Для успешного ансамблевого исполнения педагог должен проводить групповые занятия, в которых уделяется внимание синхронизации голосов, ритмическому единству и динамическим переходам между партиями.

Интеграция индивидуального мастерства в коллективное исполнение

Одной из задач педагога является объединение индивидуальных голосов в единое звучание хора. Несмотря на различия в голосах и уровнях подготовки, каждый ученик должен чувствовать себя частью коллектива и понимать свою роль в ансамбле. Педагог должен помочь каждому участнику хора научиться балансировать между собственной вокальной выразительностью и требованиями коллективного исполнения.

Методы включают в себя работу над балансом звука в хоре, где важно, чтобы каждый голос звучал гармонично и не перекрывал другие партии. Педагог может использовать упражнения на баланс динамики и тембра для создания согласованного звучания.

Коллективное музыкальное мышление и коммуникация

Хоровое пение развивает у детей навыки коммуникации и взаимодействия, что является важным элементом коллективной музыкальности. Умение слушать друг друга, реагировать на изменение темпа или динамики, следить за дирижером — всё это важные аспекты работы в хоре. Такие навыки помогают детям не только в музыкальной, но и в социальной жизни, формируя их способность работать в команде.

Преподавателю следует уделять внимание групповым репетициям, где важны совместные упражнения на ритмическую и динамическую координацию, работа с дирижерскими жестами и способность быстро реагировать на изменения в исполнении.

Методы балансировки индивидуальных и коллективных аспектов в хоровом обучении

Чередование индивидуальных и групповых занятий

Для успешного баланса между личным и коллективным развитием полезно чередовать индивидуальные уроки с групповыми занятиями. На индивидуальных уроках можно сосредоточиться на технических аспектах и выразительности ученика, а на хоровых репетициях — на развитии ансамблевого чувства и работе над хоровыми произведениями.

Индивидуальные распевки в коллективе

Иногда полезно проводить короткие индивидуальные распевки в рамках хоровой репетиции, где каждый ученик может получить внимание педагога и корректировки. Это позволяет улучшать личные вокальные навыки в контексте коллективного исполнения и помогает развивать слуховые навыки.

Работа над ансамблем через индивидуальные задания

Преподаватель может давать индивидуальные задания, направленные на улучшение общего звучания хора. Например, учащиеся могут репетировать свои партии дома с использованием записи других голосов, чтобы лучше чувствовать гармонию. Это помогает интегрировать индивидуальные навыки в коллективную работу.

Поддержка индивидуальной выразительности в коллективе

В хоровом пении важно сохранять индивидуальность каждого ученика, даже в рамках ансамбля. Педагог должен поощрять музыкальную интерпретацию каждого участника, помогая им выразить свою индивидуальность через общее звучание. Важно создать условия, в которых каждый ученик чувствует свою значимость в хоре, а не растворяется в коллективе.

Хоровое пение в детских школах искусств — это уникальная возможность для учащихся развивать как свои индивидуальные вокальные способности, так и навыки коллективного музицирования. Преподаватель, работающий с хором, должен уметь сочетать персонализированный подход с развитием ансамблевого чувства, чтобы дети получали всестороннее музыкальное образование.

Список литературы

Го Минсянь Применение дифференцированного подхода в ходе вокально-хоровых занятий (на примере методической системы В. В. Емельянова) // Современное педагогическое образование. 2023. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-differentsirovannogo-podhoda-v-hode-vokalno-horovyh-zanyatiy-na-primere-metodicheskoy-sistemy-v-v-emelyanova

Гўзал Эркиновна Халикулова Теория управления вокально инструментальными ансамблями // Science and Education. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-upravleniya-vokalno-instrumentalnymi-ansamblyami

Савин, А. А. Коллективное музицирование как метод музыкального обучения / А. А. Савин, В. А. Савина, М. А. Соболев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/16060/

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×