ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ: ОТ ПЕРВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДО ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЦЕНЕ
Анциферова Наталья Петровна, преподаватель ДШИ
МБУДО "Юкталинская ДШИ", Амурская область, п. Юктали
Аннотация. Статья рассматривает основные этапы обучения вокалу в детской школе искусств, начиная с базовых упражнений и заканчивая подготовкой к публичным выступлениям. Педагогам важно понимать, как последовательно развивать у учеников вокальные и артистические навыки, чтобы они могли эффективно преодолевать трудности и достигать успехов на каждом этапе обучения. Рассматриваются ключевые методы работы на разных этапах: начальный (формирование вокальных основ), средний (укрепление технических навыков), и продвинутый (подготовка к сценическим выступлениям).
Ключевые слова: обучение вокалу, вокальная техника, развитие голоса, педагогика вокала, сценические выступления, детская школа искусств, артикуляция, дыхание.
Обучение вокальному искусству — это процесс, который требует не только музыкальной подготовки, но и последовательного и поэтапного подхода к развитию вокальных навыков. Учащиеся детских школ искусств сталкиваются с задачей не только освоить основы пения, но и научиться применять их в разных музыкальных контекстах, вплоть до выступлений на сцене. Важно, чтобы преподаватели учитывали особенности каждого этапа и выстраивали процесс обучения таким образом, чтобы ученик мог уверенно двигаться от простого к сложному.
Данная статья описывает три основных этапа обучения вокалу — начальный, средний и продвинутый, и предлагает методики для достижения оптимальных результатов на каждом из них.
Начальный этап: формирование вокальных основ
На начальном этапе основная задача педагога — заложить базовые принципы вокальной техники, которые станут фундаментом для дальнейшего развития голоса. Для начинающих вокалистов важно освоить такие элементы, как дыхание, артикуляция и интонация.
Правильное дыхание
Контроль дыхания — один из ключевых аспектов вокала. На начальном этапе ученики должны научиться диафрагмальному дыханию, что позволяет контролировать длительность и силу звука. Преподаватели могут вводить упражнения на дыхание, такие как «дыхание на счет», глубокие вдохи с задержкой выдоха, а также дыхательные упражнения с использованием коротких музыкальных фраз.
Чистота интонации
Одним из первых навыков, который осваивают дети, является интонирование — способность точно воспроизводить звуковысотность. Преподаватели должны помогать ученикам развивать слух и петь чисто с помощью простых мелодий и распевок. На этом этапе полезны упражнения на пение гамм и интервалов, а также игры для тренировки слуха и повторения нот.
Артикуляция и дикция
Важной составляющей вокального искусства является правильная артикуляция и четкая дикция. Упражнения на развитие дикции включают работу с произношением гласных и согласных звуков, что помогает улучшить звучание голоса и сделать текст песни более понятным.
Развитие музыкального слуха
Начинающие вокалисты должны постепенно развивать музыкальный слух, чтобы различать интервалы, аккорды и ритмические рисунки. Это достигается через занятия сольфеджио, упражнения на пение по слуху и работы с простыми мелодиями.
Средний этап: укрепление технических навыков
После освоения базовых навыков наступает следующий этап, на котором происходит углубление и укрепление технических аспектов вокала. Этот этап характеризуется развитием гибкости голоса, увеличением вокального диапазона и освоением более сложных произведений.
Расширение диапазона и укрепление голоса
На среднем этапе ученики работают над укреплением голоса и расширением его диапазона. Преподаватели вводят упражнения на распевки с постепенным увеличением сложности, включая пение гамм в разных тональностях, аккордов и мелодий, охватывающих широкий диапазон.
Работа над динамикой и экспрессией
Важной частью обучения становится развитие динамической выразительности. Учащиеся учатся петь с разной громкостью, делать плавные переходы от пиано (тихо) к форте (громко), а также придавать эмоциональную насыщенность исполнению. Это требует постоянной работы над контролем дыхания и звуковысотности.
Освоение различных вокальных стилей
На среднем этапе вводятся произведения разных стилей и жанров, таких как классическая музыка, романсы, народные песни, а также элементы джаза и эстрады. Это помогает развивать у учеников чувство стиля и музыкального вкуса, а также расширяет их репертуар.
Интонация и ансамблевое исполнение
На этом этапе полезно развивать навыки ансамблевого исполнения — учащиеся начинают петь в дуэтах, трио и хоре. Это учит детей слушать друг друга, чувствовать общий ритм и гармонию, а также развивает коллективную музыкальность.
Продвинутый этап: подготовка к сценическим выступлениям
На завершающем этапе ученики начинают применять полученные знания и навыки в практике публичных выступлений. Педагогическая работа направлена на подготовку к сцене, совершенствование исполнительских качеств и работу над артистизмом.
Работа над сценическим образом и выразительностью
Помимо технической подготовки, важно уделить внимание сценическому образу ученика. Преподаватели могут помогать детям осознавать, как их движения и мимика влияют на восприятие их выступления. Работа над сценической выразительностью включает упражнения на развитие артистизма, умение передавать эмоции через жесты и мимику.
Техническое совершенствование и сложные произведения
На этом этапе вводятся более сложные вокальные произведения, требующие развитой техники, такого как арии из опер, романсы, сложные современные произведения. Работая с такими произведениями, учащиеся учатся соединять техническое мастерство с музыкальной интерпретацией.
Психологическая подготовка к выступлениям
Выступления на сцене могут вызывать волнение, особенно у начинающих вокалистов. Важно подготовить учеников к сценической деятельности, обучая их методам управления волнением и стрессом. Педагоги могут вводить элементы психологической подготовки, такие как визуализация выступления, дыхательные упражнения для расслабления, и репетиции на публике.
Участие в конкурсах и концертах
Заключительный этап подготовки предполагает участие в концертах, конкурсах и фестивалях, что позволяет ученикам ощутить себя настоящими артистами и оценить результаты своей работы. Участие в конкурсах помогает развивать уверенность, умение работать с аудиторией и совершенствовать сценические навыки.
Обучение вокалу — это многоэтапный процесс, который требует планомерной и целенаправленной работы на каждом этапе. От первых дыхательных упражнений до выступлений на сцене — каждый шаг важен для формирования вокальных навыков, музыкального слуха и артистизма ученика. Педагогам следует уделять внимание как технической, так и эмоциональной подготовке учеников, развивая их личные и сценические качества.
Список литературы
Ренева Анна Николаевна Распространенные проблемы при обучении вокалу на начальном этапе // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranennye-problemy-pri-obuchenii-vokalu-na-nachalnom-etape
Самолдина Наталия Анатольевна Современные методы развития вокального мастерства учащихся // Концепт. 2015. №S20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-razvitiya-vokalnogo-masterstva-uchaschihsya
Юркина О.В. Западные методики обучения эстрадному вокалу: авторская методика шерил портер // Преподаватель ХХI век. 2022. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zapadnye-metodiki-obucheniya-estradnomu-vokalu-avtorskaya-metodika-sheril-porter
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат