ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Сухарева Марина Александровна, учитель начальных классов
МБОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1"
Аннотация: Статья посвящена вопросам патриотического воспитания младших школьников в условиях современного образовательного процесса. Описание различных методов и форм работы с детьми направлено на формирование у них чувства гордости за свою Родину, уважения к культурному наследию, а также ответственности за будущее своей страны. Рассматриваются особенности реализации патриотического воспитания в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и актуальности данной темы для школьного образования.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, младшие школьники, образовательный процесс, ФГОС, культурное наследие, гражданственность, воспитание чувства гордости, школа.
Патриотическое воспитание младших школьников является важной частью общего образовательного процесса. В условиях современных вызовов и изменений в обществе особое внимание должно уделяться формированию у детей чувства гордости за свою страну, уважения к её истории, культуре и традициям. Это воспитание не только помогает ребенку понять свою роль в обществе, но и способствует формированию гражданской ответственности, духовной зрелости и нравственности.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для начальной школы предусмотрели включение в учебный процесс разнообразных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание. В частности, они акцентируют внимание на воспитании уважения к культурному и историческому наследию России, развитию у школьников социальной активности и гражданской позиции. Современное патриотическое воспитание должно быть многогранным, с ориентацией на не только историческую значимость страны, но и её культуру, традиции и достижения в разных сферах жизни.
Одной из важнейших задач для учителя начальных классов является создание условий для формирования у школьников чувства принадлежности к своему народу и стране. Это достигается через интеграцию патриотических элементов в учебные предметы, в том числе в литературу, историю, изобразительное искусство, музыку, а также через организацию внеурочной деятельности.
На уроках литературы патриотическое воспитание может быть связано с чтением произведений русских писателей и поэтов, в которых отражены важные исторические события и личные подвиги. Например, рассказы о подвигах военных героев, о жизни известных людей, которые сделали значительный вклад в развитие своей страны, дают возможность детям понять, что патриотизм — это не только любовь к Родине, но и готовность работать для её блага. Важно, чтобы при чтении произведений у детей формировалась эмпатия, они учились сопереживать героям произведений и осознавать значимость их поступков для общества.
С помощью таких творческих заданий, как составление сочинений на патриотическую тематику, рисование картин на тему Родины, участие в конкурсах, можно стимулировать у детей креативность и личное отношение к родной культуре. Патриотические темы, которые обсуждаются на уроках, должны быть связаны с реальной жизнью, чтобы учащиеся могли найти в них отражение собственного опыта и в дальнейшем реализовать их в практической деятельности.
Кроме того, предмет «Окружающий мир» играет важную роль в патриотическом воспитании. На этом уроке необходимо знакомить младших школьников с важными историческими событиями, достижениями России, рассказывать о великих людях, которые сделали страну сильной и уважаемой в мире. Важно акцентировать внимание на ценности национального единства, взаимной поддержке и важности общего блага.
Однако патриотическое воспитание не ограничивается только школьными уроками. Внеурочная деятельность также является важным компонентом. Проведение экскурсий по музеям, участие в конкурсах, акциях и праздниках, посвящённых ключевым датам страны, позволяют детям не только узнать больше о своей Родине, но и почувствовать свою причастность к её истории и традициям. Важно, чтобы патриотические мероприятия не превращались в формальные действия, а имели глубокий личный смысл для детей. Через участие в таких мероприятиях они смогут осознать, что быть патриотом — это не просто знать историю своей страны, но и активно участвовать в её жизни.
Важную роль в патриотическом воспитании играет и работа с родителями. Семья является первым и важнейшим источником формирования у ребенка патриотических чувств, ценностей и представлений о своей стране. Родители, как правило, несут ответственность за то, чтобы в семье формировалась любовь к Родине, уважение к её культурным традициям и истории. Учителю важно наладить тесное сотрудничество с семьей, чтобы поддерживать общие усилия по воспитанию гражданственности у детей. Совместные мероприятия с участием родителей, такие как встречи, выставки детских рисунков, конкурсы на тему патриотизма, могут стать хорошим дополнением к школьной работе.
Современные условия образования требуют, чтобы патриотическое воспитание сочеталось с инновационными методами и подходами. Это связано с активным использованием информационных технологий, мультимедийных средств, а также современных педагогических технологий, таких как проектная деятельность, игровые технологии и интеграция разных предметов. Так, проектная деятельность, связанная с изучением исторических событий или культурных традиций, может включать создание мини-проектов, презентаций или видеороликов, что позволит детям проявить творческий подход к изучению темы, а также учиться работать в команде и управлять временем.
Сочетание традиционных и инновационных подходов в патриотическом воспитании помогает создавать условия для формирования у младших школьников гражданской ответственности и социальной активности. Таким образом, патриотическое воспитание в современных условиях образования должно быть ориентировано на создание благоприятной атмосферы для развития у детей не только знаний о своей стране, но и чувства её важности и значимости для их собственной жизни.
Список литературы
Калинина, С. А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С. А. Калинина, Р. Р. Никифорова, Л. Н.
Савандеева
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102227/ (дата обращения: 11.10.2024).
Михайлова Е.Н. Формирование патриотических чувств у младших школьников в процессе обучения // Современное педагогическое образование. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-patrioticheskih-chuvstv-u-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 11.10.2024).
Парфенова Т. С. Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2911–2915. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54846.htm.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат