Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Профилактика школьной тревожности: роль психолога в поддержке учеников. Работа №72582

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Профилактика школьной тревожности: роль психолога в поддержке учеников
Работа:

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ: РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПОДДЕРЖКЕ УЧЕНИКОВ

Кичеева Мария Еремеевна, педагог-психолог

МБОУ "Анавгайская СОШ", Камчатский край, с. Анавгай

Аннотация. Школьная тревожность является одной из самых распространенных проблем среди учащихся, влияя на их академическую успеваемость и общее психоэмоциональное состояние. Педагог-психолог играет ключевую роль в диагностике, предотвращении и коррекции тревожных расстройств. В статье рассматриваются причины возникновения школьной тревожности, ее проявления, а также методы и приемы, применяемые психологами для поддержки и помощи ученикам. Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, которые могут быть внедрены в образовательный процесс. Приводятся примеры успешной практики и рекомендации для педагогов.

Ключевые слова: школьная тревожность, педагог-психолог, профилактика, поддержка, образовательный процесс, психоэмоциональное состояние, методы диагностики.

В последние годы проблема школьной тревожности привлекает все большее внимание как среди исследователей, так и среди практикующих специалистов в области образования и психологии. Школьная тревожность может быть определена как состояние чрезмерного беспокойства или страха, возникающее в контексте учебной деятельности и общения с окружающими. Это состояние негативно сказывается на успеваемости учеников, их межличностных отношениях и самочувствии.

Согласно исследованиям, более 30% школьников испытывают различные степени тревожности, что делает данный вопрос особенно актуальным для педагогов и психологов. Поддержка и профилактика такого состояния требуют комплексного подхода, в котором важная роль отводится именно педагогам-психологам.

Причины школьной тревожности

1. Индивидуальные особенности учеников

На уровне личности тревожность может оказаться следствием таких факторов, как высокая чувствительность, перфекционизм, низкая самооценка и другие. Эти качества могут привести к чрезмерным требованиям как к себе, так и к окружающим.

2. Социальное окружение

Воздействие со стороны семьи, школы и сверстников также играет важную роль. Ожидания родителей, давление со стороны одноклассников и требования учителей могут способствовать формированию тревожного поведения.

3. Учебная среда

Организация учебного процесса, методы преподавания и система оценивания также могут оказывать значительное влияние на уровень тревожности учащихся. Частые контрольные работы, экзамены и конкуренция за высокие оценки создают атмосферу стресса.

Проявления школьной тревожности

Школьная тревожность может проявляться в различных формах, включая:

Физические симптомы: головные боли, тошнота, потливость, учащенное сердцебиение.

Эмоциональные реакции: раздражительность, плаксивость, низкое настроение.

Поведенческие изменения: избегание школьных мероприятий, снижение учебной активности, агрессивное поведение.

Эти проявления могут варьироваться в зависимости от возраста ученика и его личностных характеристик.

Роль педагога-психолога в поддержке учеников

1. Диагностика уровня тревожности

Педагог-психолог начинает с проведения диагностики уровня тревожности у учащихся. Для этого могут использоваться различные методики, такие как опросники и тесты, а также наблюдение за поведением детей. Раннее выявление проблемы позволяет начать работу по ее устранению.

2. Индивидуальная и групповая работа

Педагог-психолог может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия. Индивидуальная работа дает возможность более глубоко понять эмоциональное состояние каждого ученика. Групповые занятия могут помочь детям понять, что они не одиноки в своих переживаниях и что есть другие, кто сталкивается с похожими трудностями.

3. Профилактические мероприятия

Важной частью работы педагога-психолога является проведение профилактических мероприятий. Это могут быть мастер-классы, тренинги, семинары для учащихся, родителей и учителей. Основные темы таких мероприятий могут включать:

Методы снятия стресса.

Техники по управлению эмоциями.

Конструирование позитивного мышления.

Кроме того, важно обучить учителей эффективным методам взаимодействия с детьми, чтобы они могли поддерживать атмосферу доверия и безопасности в классе.

4. Работа с родителями

Работа с родителями также крайне важна в процессе поддержки учеников. Педагог-психолог может организовать встречи с родителями, на которых будут обсуждаться темы, касающиеся влияния семейной атмосферы на психоэмоциональное состояние ребенка, а также способы поддержки и понимания своих детей.

Примеры успешной практики

В некоторых школах успешно внедряются программы, помогающие снижать уровень тревожности среди учащихся. Например, в рамках одного из проектов проводится «День здоровья», где школьники занимаются физической активностью, творчеством и медитацией. Такие мероприятия помогают снизить уровень стресса и укрепить командный дух.

Другой пример — использование программ по обучению эмоциональной грамотности, которые помогают детям лучше понимать свои эмоции и справляться с ними. Эти программы включают занятия по арт-терапии, что позволяет детям выразить свои чувства через искусство.

Проблема школьной тревожности требует системного подхода в рамках образовательного процесса. Педагог-психолог является важным звеном в поддержке учеников, способствуя созданию комфортной и безопасной образовательной среды. Профилактические мероприятия, работа с детьми и их родителями, а также интеграция психологических знаний в учебный процесс могут значительно снизить уровень тревожности и улучшить качество образования.

Эффективная работа педагога-психолога в школе не только помогает детям справляться с тревожностью, но и способствует их личностному росту и развитию навыков, необходимых для успешной социально-психологической адаптации. Только совместными усилиями педагогов, родителей и психологов можно создать здоровую атмосферу, в которой каждый ученик будет чувствовать себя уверенно и защищено.

Список литературы

Репкина Татьяна Викторовна, Тимченко Наталья Станиславовна, Кочетова Юлия Юрьевна, Старчикова Маргарита Валерьевна, Бендрикова Альбина Юрьевна ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР НАРУШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №2 (192). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-faktor-narusheniya-psihosomaticheskogo-zdorovya-shkolnikov.

Ширванова Ф.В., Каримова Д.Н. Особенности проявления школьной тревожности // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2019. №1-2 (29-30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-shkolnoy-trevozhnosti.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×