ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ: РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПОДДЕРЖКЕ УЧЕНИКОВ
Кичеева Мария Еремеевна, педагог-психолог
МБОУ "Анавгайская СОШ", Камчатский край, с. Анавгай
Аннотация. Школьная тревожность является одной из самых распространенных проблем среди учащихся, влияя на их академическую успеваемость и общее психоэмоциональное состояние. Педагог-психолог играет ключевую роль в диагностике, предотвращении и коррекции тревожных расстройств. В статье рассматриваются причины возникновения школьной тревожности, ее проявления, а также методы и приемы, применяемые психологами для поддержки и помощи ученикам. Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, которые могут быть внедрены в образовательный процесс. Приводятся примеры успешной практики и рекомендации для педагогов.
Ключевые слова: школьная тревожность, педагог-психолог, профилактика, поддержка, образовательный процесс, психоэмоциональное состояние, методы диагностики.
В последние годы проблема школьной тревожности привлекает все большее внимание как среди исследователей, так и среди практикующих специалистов в области образования и психологии. Школьная тревожность может быть определена как состояние чрезмерного беспокойства или страха, возникающее в контексте учебной деятельности и общения с окружающими. Это состояние негативно сказывается на успеваемости учеников, их межличностных отношениях и самочувствии.
Согласно исследованиям, более 30% школьников испытывают различные степени тревожности, что делает данный вопрос особенно актуальным для педагогов и психологов. Поддержка и профилактика такого состояния требуют комплексного подхода, в котором важная роль отводится именно педагогам-психологам.
Причины школьной тревожности
1. Индивидуальные особенности учеников
На уровне личности тревожность может оказаться следствием таких факторов, как высокая чувствительность, перфекционизм, низкая самооценка и другие. Эти качества могут привести к чрезмерным требованиям как к себе, так и к окружающим.
2. Социальное окружение
Воздействие со стороны семьи, школы и сверстников также играет важную роль. Ожидания родителей, давление со стороны одноклассников и требования учителей могут способствовать формированию тревожного поведения.
3. Учебная среда
Организация учебного процесса, методы преподавания и система оценивания также могут оказывать значительное влияние на уровень тревожности учащихся. Частые контрольные работы, экзамены и конкуренция за высокие оценки создают атмосферу стресса.
Проявления школьной тревожности
Школьная тревожность может проявляться в различных формах, включая:
Физические симптомы: головные боли, тошнота, потливость, учащенное сердцебиение.
Эмоциональные реакции: раздражительность, плаксивость, низкое настроение.
Поведенческие изменения: избегание школьных мероприятий, снижение учебной активности, агрессивное поведение.
Эти проявления могут варьироваться в зависимости от возраста ученика и его личностных характеристик.
Роль педагога-психолога в поддержке учеников
1. Диагностика уровня тревожности
Педагог-психолог начинает с проведения диагностики уровня тревожности у учащихся. Для этого могут использоваться различные методики, такие как опросники и тесты, а также наблюдение за поведением детей. Раннее выявление проблемы позволяет начать работу по ее устранению.
2. Индивидуальная и групповая работа
Педагог-психолог может проводить как индивидуальные, так и групповые занятия. Индивидуальная работа дает возможность более глубоко понять эмоциональное состояние каждого ученика. Групповые занятия могут помочь детям понять, что они не одиноки в своих переживаниях и что есть другие, кто сталкивается с похожими трудностями.
3. Профилактические мероприятия
Важной частью работы педагога-психолога является проведение профилактических мероприятий. Это могут быть мастер-классы, тренинги, семинары для учащихся, родителей и учителей. Основные темы таких мероприятий могут включать:
Методы снятия стресса.
Техники по управлению эмоциями.
Конструирование позитивного мышления.
Кроме того, важно обучить учителей эффективным методам взаимодействия с детьми, чтобы они могли поддерживать атмосферу доверия и безопасности в классе.
4. Работа с родителями
Работа с родителями также крайне важна в процессе поддержки учеников. Педагог-психолог может организовать встречи с родителями, на которых будут обсуждаться темы, касающиеся влияния семейной атмосферы на психоэмоциональное состояние ребенка, а также способы поддержки и понимания своих детей.
Примеры успешной практики
В некоторых школах успешно внедряются программы, помогающие снижать уровень тревожности среди учащихся. Например, в рамках одного из проектов проводится «День здоровья», где школьники занимаются физической активностью, творчеством и медитацией. Такие мероприятия помогают снизить уровень стресса и укрепить командный дух.
Другой пример — использование программ по обучению эмоциональной грамотности, которые помогают детям лучше понимать свои эмоции и справляться с ними. Эти программы включают занятия по арт-терапии, что позволяет детям выразить свои чувства через искусство.
Проблема школьной тревожности требует системного подхода в рамках образовательного процесса. Педагог-психолог является важным звеном в поддержке учеников, способствуя созданию комфортной и безопасной образовательной среды. Профилактические мероприятия, работа с детьми и их родителями, а также интеграция психологических знаний в учебный процесс могут значительно снизить уровень тревожности и улучшить качество образования.
Эффективная работа педагога-психолога в школе не только помогает детям справляться с тревожностью, но и способствует их личностному росту и развитию навыков, необходимых для успешной социально-психологической адаптации. Только совместными усилиями педагогов, родителей и психологов можно создать здоровую атмосферу, в которой каждый ученик будет чувствовать себя уверенно и защищено.
Список литературы
Репкина Татьяна Викторовна, Тимченко Наталья Станиславовна, Кочетова Юлия Юрьевна, Старчикова Маргарита Валерьевна, Бендрикова Альбина Юрьевна ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР НАРУШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №2 (192). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-faktor-narusheniya-psihosomaticheskogo-zdorovya-shkolnikov.
Ширванова Ф.В., Каримова Д.Н. Особенности проявления школьной тревожности // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2019. №1-2 (29-30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-shkolnoy-trevozhnosti.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат