СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Кичеева Мария Еремеевна, педагог-психолог
МБОУ "Анавгайская СОШ", Камчатский край, с. Анавгай
Аннотация. Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляют собой серьезную проблему, требующую внимательного подхода и эффективных методов работы. В данной статье рассматриваются причины агрессивного поведения у детей с ОВЗ, их специфика и способы снижения агрессии, направленные на создание безопасной и поддерживающей образовательной среды. Описываются методы коррекции агрессивного поведения, включая игровые и творческие техники, а также важность сотрудничества с родителями и другими специалистами. Статья предназначена для педагогов-психологов и работников образовательных учреждений, стремящихся повысить уровень психологической безопасности и психоэмоционального благополучия учащихся.
Ключевые слова: агрессия, дети с ОВЗ, педагог-психолог, коррекция поведения, игровой метод, сотрудничество с родителями.
Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья — это сложное явление, которое может проявляться в различных формах: от словесной агрессии до физического насилия. По данным исследований, дети с ОВЗ часто сталкиваются с большими трудностями в социальной адаптации, что может способствовать возникновению агрессивного поведения. Понимание причин такого поведения и применение эффективных методов его коррекции становится одной из ключевых задач образовательных учреждений и педагогов-психологов.
Специфика работы с детьми с ОВЗ требует гибкости и индивидуального подхода, учитывающего потребности и психологические особенности каждого ребенка. В данной статье мы рассмотрим причины агрессии, специфику ее проявления у детей с ОВЗ и способы ее снижения.
Причины агрессивного поведения у детей с ОВЗ
1. Психологические аспекты. Дети с ОВЗ часто сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, что может привести к ощущению изоляции и социальной несостоятельности. Такие дети могут испытывать сложные эмоции, такие как страх, агрессивное поведение может становиться способом самозащиты или привлечения внимания.
2. Социальные факторы. Недостаток социальных навыков и плохие взаимоотношения с окружающими могут быть основными факторами проявления агрессии. Например, трудности в общении и непринятие в социуме способствуют тому, что агрессивное поведение становится единственным доступным способом самовыражения.
3. Экологические условия. Семейные условия и атмосфера в учебном заведении также играют значительную роль. Дети, растущие в условиях насилия или жестокого обращения, чаще демонстрируют агрессию. Негативная учебная среда с низким уровнем поддержки со стороны педагогов может усугублять эту проблему.
Способы снижения агрессии
1. Индивидуальная работа
1.1. Психологическое консультирование
Индивидуальные сеансы с детьми помогают выявить причины их агрессивного поведения и обучить их навыкам управления эмоциями. Использование различных методов, таких как когнитивно-поведенческая терапия, помогает детям справиться с внутренними конфликтами.
1.2. Творческие и игровые техники
Игровая терапия может быть очень эффективной в снижении агрессии. Использование игр, в которых ребенок может выразить свои чувства или переживания, содействует развитию навыков саморегуляции. Также можно применять арт-терапию, что помогает детям через творчество отразить свой внутренний мир и лучше понять свои эмоции.
2. Групповая работа
2.1. Социальные навыки
Организация групповых занятий, направленных на развитие социальных навыков, помогает детям наладить контакт друг с другом, улучшить взаимопонимание и снизить уровень конфликтности. Такие занятия могут включать ролевые игры, где дети могут экспериментировать с различными сценариями взаимодействия и решения конфликтов.
2.2. Психообразовательные программы
Программы, направленные на обучение детей и их родителей основам эмоционального интеллекта, снижают агрессию и способствуют формированию навыков саморегуляции. Включение родителей в процесс обучения позволяет создать единое пространство поддержки, где ребенок чувствует себя в безопасности.
3. Сотрудничество с родителями
Совместная работа с родителями является важным компонентом в снижении агрессии у детей с ОВЗ. Педагог-психолог должен информировать родителей о возможных методах работы с их детьми, а также о том, как создать дома поддерживающую атмосферу.
3.1. Консультации для родителей
Регулярные консультации помогут родителям понять, как агрессия связана с отношениями в семье или в образовательном процессе. Психолог может дать советы по управлению эмоциями у детей и научить их конструктивным способам общения.
3.2. Участие родителей в воспитательных мероприятиях
Включение родителей в школьные мероприятия создает условия для формирования положительной атмосферы и социальных взаимосвязей, что помогает снизить уровень агрессии у детей.
Снижение агрессии у детей с ОВЗ — это сложная и важная задача, требующая комплексного подхода и активного участия всех участников образовательного процесса. Педагог-психолог играет ведущую роль в этой работе, используя разнообразные методы и техники, как индивидуальной, так и групповой работы. Осознание причин агрессивного поведения, создание поддерживающей атмосферы и активное сотрудничество с родителями может значительно повысить успех в работе с детьми с ОВЗ, улучшая их психоэмоциональное состояние и качество жизни.
Понимание и применение всех вышеперечисленных методов позволяет создавать более безопасную и гармоничную образовательную среду, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут развиваться и адаптироваться, преодолевая свои трудности.
Список литературы
Евдакова, Н. С. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста / Н. С. Евдакова, С. Ю. Романова, О. Г. Ставинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 152-153. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101209/
Ковтун, Т. Ю. Психокоррекционные занятия с педагогически запущенными детьми / Т. Ю. Ковтун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 265-266. — URL:
https://moluch.ru/archive/66/11107/
Пищик И.В. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями и его семьи // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-i-ego-semi
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат