Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

на темы "Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы, его задачи и основные принципы". Работа №72591

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
на темы "Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы, его задачи и основные принципы"
Работа:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Юридический факультет

Кафедра «Уголовно-правовые дисциплины»

 

Направление подготовки/специальность: 40.03.01 Юриспруденция

 

Профиль: Правовое обеспечение технологической безопасности

 

 

Тема: «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы, его задачи и основные принципы»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Хаимчиков Очир Базарович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Улан - Удэ

2024 г.

 

 

Аннотация

На данном этапе развития общества уровень исправительной работы еще не в полной мере способен оказывать максимально эффективное воздействие на осужденных к лишению свободы. Как уже отмечалось, требуется дополнительная разработка правовых аспектов и организационных основ, а также обучение социальных работников в местах лишения свободы.

Целью работы является теоретическое исследование системы мер наказаний в Российской Федерации, выявление правовых проблем в данной сфере, а также рассмотрение вариантов по усовершенствованию законодательства в области воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы.

Данная работа может способствовать учреждениям Федеральной службы исполнения наказаний в совершенствовании условий содержания осужденных, а также их реабилитации после отбывания наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе развития человечества уровень преступности сохраняет свой рост. Для его снижения требуется совершенствовать систему наказаний, а также оказывать помощь осужденным в сфере их исправления, т.е. оказывать различные виды помощи осужденными, с целью стабилизации жизни осужденного после освобождения. Воспитательная работа с осужденными является важным фактором возвращения к социальной жизни и адаптации в обществе. Несмотря на то что, пенитенциарная система функционирует, требуется ее совершенствование и развитие ее работы в исправительных учреждениях.

Исходя из вышесказанного, можно определить актуальность данной темы исследования. Она обусловлена пробелами в области правового регулирования воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы.

Объектом исследования являются правоотношения в сфере воспитательной работы с осуждёнными.

Предметом исследования будут правовые нормы, регулирующие воспитательную работу с осуждёнными к лишению свободы, а также практика их применения.

Основной целью исследования является выявление проблемных аспектов правового регулирования воспитательной работы с осуждёнными и разработка предложений по решению данных проблем.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

проанализировать правовую сущность и назначение воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы;

выявить особенности и исторические тенденции правового регулирования исправления осуждённых в России до 1917 года и в советский период;

выявить пробелы правового регулирования организации воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы;

разраб

отать предложения

по совершенствованию правового регулирования воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы;

Методологическую основу данного исследования составили методы теоретического анализа литературы, системный подход и статистический метод.

Структуру работы составляет введение, две главы, которые разделены на подзаголовки, заключение и список использованных источников.

 

 

Правовые и

т

еоретические

основы воспитательного воздействия по отношению к осужденным, находящимся в местах лишения свободы

Сущность и принципы уголовно-исполнительного

законодательства в сфере воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы

В соответствии со статьёй 9 УИК РФ, воспитательная работа является одним из основных средств исправления осуждённых, то есть формирования их правопослушного поведения. На основании статьи 1 Концепции воспитательной работы с осуждёнными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы1, воспитательная работа с осуждёнными – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. Воспитательная работа рассматривается как предмет деятельности не только всех сотрудников уголовно - исполнительной системы, а также его родственников друзей и т.д.

Значение воспитательной работы не сильно поменялось в отличие от понимания в советский период, она также ставила перед собой цели исправления осужденных к лишению свободы. Все также ставились задачи исключение девиантного поведения, повышения уровня образованности, обучение правовой жизни, формирование любви к труду и т.д.

В современном законодательстве существует ряд определённых принципов, согласно которым осуществляется уголовно – исправительная система. Согласно статье 8 УИК РФ и мнению Бочарова О.В., принципами являются:

– «законность, то есть осуществление, как осуждёнными, так и должностными лицами своих прав и обязанностей в соответствии с законом;

– гуманизм, направленный на перевоспитание и исправление личностных качеств осуждённых;

– демократизм, заключающийся в признании каждого осуждённого субъектом права, который обладает совокупностью прав, обязанностей и законных интересов, а также участие в работе с осуждёнными граждан и общественных объединений;

– равенство осуждённых перед законом, то есть в соответствии со статьёй 19 Конституции РФ и статьёй 7 Всеобщей декларации прав человека все равны перед законом и имеют право на равную защиту независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения;

– дифференциация – различные категории осуждённых распределяются по разным видам исправительных учреждений и индивидуализация исполнения наказания, то есть на основе индивидуальных особенностей личности осуждённых;

– рациональное применение мер принуждения с учётом обстоятельств совершения деяния, их личности и предыдущего поведения, средств исправления осуждённых, то есть оказание воспитательного воздействия, организации труда, общеобразовательного и профессионального обучения; стимулирование правопослушного поведения;

– изменение условий содержания осуждённых в лучшую сторону, в частности перевод на облегчённые условия содержания;

– соединение наказания с исправительным воздействием, то есть кроме карательных и ограничительных мер к осуждённому должны применяться и основные средства исправления в соответствии со статьёй 9 17 УИК РФ, оказывающие необходимое воспитательного воздействие в процессе отбывания наказания2».

Таким образом, соблюдение всех принципов, закреплённых в уголовно-исполнительном законодательстве, оказывает непосредственное влияние на успех и достижение всех целей исправления осуждённых.

Согласно позиции Анисимкова В.М.: «Правовое воспитание осуждённых непосредственно направлено на формирование у них правосознания и правовой культуры, знания и соблюдения закона. Правовая пропаганда законов и правопослушного поведения напрямую оказывает влияние на предупреждение совершения преступлений осуждёнными, как во время отбывания наказания, так и после освобождения из мест лишения свободы3».

Ученый Детков А.П. включил в число методов: «убеждение; разъяснение; меры поощрения, применяемые к осуждённым за соблюдение установленного порядка исполнения и отбывания наказания; меры взыскания, применяемые к осуждённым за нарушение установленного порядка исполнения и отбывания наказания; воспитание примером; стимулирование – формирование позитивной мотивации»4. С его позицией тяжело не согласиться, она достаточно полно освещает методы воспитательного воздействия.

Средства исправления осуждённых применяются с учётом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершённого преступления, личности осуждённого. Они должны применяться в рамках действующего законодательства и направляться на достижение такой цели уголовного наказания, как исправление осуждённого. Её достижение обусловливает успешное достижение и другой цели уголовного наказания – восстановление социальной справедливости.

По мнению Антоняна Е.А.: «Основное назначение проведения воспитательной работы заключается в управлении исправительным процессом, в создании необходимых условий соблюдения осуждёнными режима отбывания наказания, в обеспечении их безопасности, в проведении психокоррекционных мероприятий, в повышении их культурного, образовательного уровня развития, а также в подготовке к освобождению из мест лишения свободы и социальной адаптации5».

О

сновные цели и задачи воспит

ательной работы с осуждёнными к

лишению свободы

Воспитательная работа с осуждёнными является составной частью единого учебно-воспитательного процесса и заключается в планомерном и целенаправленном воздействии на осуждённых в целях их исправления, формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общения, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной правопослушной жизни в обществе.

Важную роль играет и трудовое воспитание осужденного, ведь именно труд сделал из обезьяны человека. Рабочий процесс в местах лишения свободы учитывает физическое и психическое состояние осужденных, а также учитывает перспективы устройства на работу осужденным после освобождения из мест лишения свободы. Работа не только обеспечивает осужденным заработок на обеспечение своей жизни после освобождения из мест лишения свободы, но также формирует правильное мышление осужденного.

Исправительные учреждения также не забывают и о развитии физического состояния осужденных, для этого выделяются особые помещения, которые оборудованы под спортивные залы. В некоторых исправительных учреждения даже проводятся различные соревнования, в которых участвуют осужденные.

В юридической литературе, кроме названных выше форм воспитательной работы, обозначаются и такие направления воспитательного процесса, которые организуются в условиях исправительных учреждений. Например, согласно трудам Орлова В.Н.:

– «социально-политическое воспитание, заключающееся в формировании политических взглядов, традиций и норм политической жизни, политической социализации, то есть сознательного участия в политических процессах, их способности самостоятельно разбираться в потоке информации, давать объективную оценку;

– интеллектуальное воспитание, направленное на выработку у них заинтересованности в процессе познания себя и окружающего мира в целом;

– половое воспитание, включающее в себя формирование правильного отношения у осуждённых к вопросам пола, то есть правильной половой ориентации; анализ и оценку преступлений, связанных с половыми правонарушениями; выявление осуждённых, занимающихся половыми извращениями; усиление контроля за их поведением; занятие свободного времени общественно полезными делами; воспитание правильных взаимоотношений с представителями противоположного пола;

– интернациональное воспитание, выражающееся в формировании у осуждённых той или иной национальности, уважительного отношения к лицам другой национальности, их ценностям и традициям;

– эстетическое воспитание, направленное на развитие способности воспринимать достижения человеческой культуры;

– экологическое воспитание, то есть формирование осознанного восприятия окружающей среды, уверенности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования её богатств»6.

Но не стоит забывать, что каждый осужденный, который находится в местах лишения свободы, имеет специфические особенности в поведении и понимании мира. Т.е. индивидуальную воспитательную работу требуется проводить с учётом особенностей личности каждого осуждённого, с ориентацией на успешную его адаптацию к жизни на свободе. Она проводится на основе изучения личности каждого осуждённого сотрудниками психологической лаборатории колонии, с учётом данных ими рекомендаций по изменению личностных качеств, способствовавших дезадаптации в обществе7.

Для организации воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы в исправительных учреждениях создаётся материально-техническая база в соответствии с нормами, утверждёнными Правительством РФ.

На путь исправления осужденных должны мотивировать не только сотрудники учреждений, но и они сами должны понимать, что в первую очередь исправление необходимо им самим. Если человек сам не желает встать на путь исправления, никто и ничто не сможет убедить его это сделать. Именно поэтому также важно уделять внимание направлению осужденных на саморазвитие, как основному двигателю процессу исправления осужденных.

Подводя краткие итоги главы, в современном законодательстве имеются положения, которые, так или иначе, регулируют исправительную систему осужденных в местах лишения свободы. Существует множество форм и методов воспитательного воздействия на осужденных со стороны государства, которые способны всецело обеспечить «полноценную» жизнь после освобождения из мест лишения свободы.

Правовые пробелы и перспективы развития воспитательной деятельности с осужденными к лишению свободы

Пробелы правового регулирования воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы

На данном этапе развития общества имеются правовые проблемы в организации воспитательного процесса с осужденными к лишению свободы.

Представляется, что одной из проблем в данной сфере является отсутствие четких методических рекомендаций для сотрудников исправительных учреждений. Именно по причине отсутствия четко определённых методических рекомендаций, возникает также проблема недостатка квалифицированности сотрудников.

Воспитательная работа является основным способом становления на путь исправления осужденного. Но по какой - то причине законодательство не дает четкого его определения. Понятие, несомненно, можно вывести из различных статей и норм уголовно – исполнительного кодекса, однако следует выделить данное понятие отдельно. Также не лишним будет уточнение задач, средств и методов проведения такой исправительной работы, а также закрепление требуемых результатов.

Проблемой также может стать незанятость осужденных в период отбывания наказания.

Также проблемой является так называемая субкультура, которая образовывается в местах лишения свободы. Заключенные сами создают некие правила, нормы жизни в условиях тюрьму. Очевидно, что сильно отличаются от общепринятых норм и правил поведения, что также не может положительно сказываться на личности осужденного. Как утверждала Копшева К.О.: «Она возникает в связи с ограниченностью и изолированностью от общества, и тем самым каждый осуждённый пытается найти способы ослабления таких условий изоляции, занять определённую роль в вынужденном сообществе»8. Данную проблему также не стоит оставлять без внимания, стоит регулировать создание неких групп, которые пропагандируют преступную деятельность, в условиях мест лишения свободы. А также уделять особое внимание лидерам данных группировок, именно они будут препятствовать эффективному исправлению осужденных.

Исходя из официальных статистических данных, взятых с сайта Федеральной службы исполнения наказаний, по состоянию на 1 ноября 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 469 283 чел9.

Также не стоит забывать о такой проблеме, как переполнение исправительных колоний. Большое количество осужденных не позволяет эффективно проводить исправительные мероприятия с каждым из них.

Подводя некий итог, можно отметить, что в исправительной системе Российской Федерации просматриваются некоторые проблемы. Их решение сможет привести к еще более эффективному восстановлению доброжелательной личности осужденного.

Заключение

В ходе выполнения работы были рассмотрены некоторые проблемные аспекты правового регулирования в сфере воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Было определенно, что на данном этапе развития общества, организации исправительного процесса уделено не достаточное внимание. Имеются проблемные аспекты в законодательстве, по причине которых возникают некоторые трудности при обращении к нормативно – правовым актам, так и в ходе осуществления самой деятельности.

В связи с этим,

по моему мнению, в нормы уголовно – исполнительного кодекса РФ необходимо внести некоторые

изменения:

Закрепить в статье 8 УИК РФ принципы: «закрепление результатов процесса исправительной работы, «оказание поддержки в социальной адаптации, после отбывания наказания в местах лишения свободы»

Дополнить

стать

ю

109 УИК РФ определение

м

понятия «Воспитательная работа с осуждёнными к лишению свободы

— это

система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию,

правопослушному

поведению и социальной адаптации после освобождения

».

Заменить в части 1 статьи 110 УИК РФ нечеткое, иное воспитание на «социальное», «интеллектуальное», «половое», «духовно-нравственное», «экологическое», «эстетическое»

Также необходимо разработать и закрепить «Инструкцию об организации воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы». Она должна содержать в себе рекомендации проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, также инструкция сможет регулировать ее процесс.

По итогам рассмотренной информации были выявлены правовые проблемы, а также разработаны возможные варианты по усовершенствованию законодательства в области воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы.

Основываясь на практике, в местах лишения свободы, где имеется слабый уровень исправительного эффекта, почти со 100 % вероятностью осужденные снова совершают противоправные действия, независимо от того освободились они или нет. В случае если воспитательная работа не оказывается положительного воздействия, осужденные, все глубже и глубже, попадают в криминальный мир, переняв навыки уже «опытных» преступников. Т.е. если не оказывается достаточного внимания в данном аспекте, осужденные становятся более жестокими, им больше нечего терять.

Оказание помощи в решении социальных проблем осужденных, обеспечение их социальной защиты способствует подготовке их к освобождению, восстановлению и укреплению социально полезных связей, содействию в трудовом и бытовом устройстве после освобождения, а проведение воспитательной работы поможет осужденным принять нормы и правила открытого общества и потребность в их соблюдении.

 

Список использованной литературы

Нормативно правовые акты:

Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон № 174–ФЗ : [принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года : одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года (редакция от 27.12.2019, с изм. от 30.01.2020)]. 

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 20.12.2017) // Собрание законодательства. 1997. № 2. Ст. 198.

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения

свободы» (в ред. от 28.12.2016)//Собрание законодательства РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

Материалы практики

Отчёт о проведенных мероприятиях ГУФСИН России по Свердловской области//

Отчёт о проведённых мероприятиях ГУФСИН России по Свердловской области

Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации

Учебная литература

Антонян

Е.А.,

Антонян

Ю.М. Российский курс уголовно

-

исполнительного права. М.: Элит, 2013. 696 с.

Анисимков

В.М.,

Зарипов

З.С. Уголовно-исполнительное право России: краткий курс лекций. М.: Норма, 2015. 214 с.

Бланков А.С., Фокин В.М. Уголовно-исполнительное право. СПб: Питер, 2009. 224 с.

Бочарова

О.В. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2009. 140 с.

Ветошкин С.А. Социально-педагогические условия воспитательной работы в исправительной колонии: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург: 1997. 18 с.

Гадельшин

Р.И. Уголовно-исполнительное право: курс лекций. Новосибирск:

СибАГС

, 2015. 202 с.

Гуров А.И. Профессиональная преступность: М.: Юридическая литература, 1990. 304 с.

Давыдова И.А., Коробова И.Н. Правоотношения при осуществлении контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания // Евразийский юридический журнал. 2015. № 1. С. 154-156.

Детков А.П., Козаченко И.Я. Уголовно-исполнительное право: учебник для бакалавриата и специалитета. М.:

Юрайт

, 2018. 408 с.

Досюкова

Т.В.,

Рождествина

А.А. Уголовно-исполнительное право: учебник для бакалавров. М.: Омега-Л, 2014. 259 с.

Эминов

В.Е., Орлов В.Н. Уголовно-исполнительное право России: учебник для академического бакалавриата. М.:

Юрайт

. 2015. 287 с.

Эриашвили

Н.Д. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.:

Юнити

-Дана, 2012. 247 с

 

 

Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. № 3

Бочарова О.В. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие. Новочеркасск, 2009. С. 97.

Анисимков В.М., Зарипов З.С. Уголовно-исполнительное право России: краткий курс лекций. М., 2015. С. 116.

Детков А.П., Казаченко И.Я. Уголовно-исполнительное право: учебник для бакалавриата и специалитета. М., 2018. С. 108.

Трунов И.Л. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. М., 2014. С. 100.

Орлов В.Н. Уголовно-исполнительное право: учебно-методическое пособие. М., 2009. С. 96.

Там же.

Копшева К.О. Уголовно-исполнительное право России: учебник для вузов. М., 2016. С. 80

Отчёт об итогах деятельности ФСИН России // URL: http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=307228 (дата обращения: 24.11.2021).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×