РАЗВИТИЕ НАВЫКА "ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ" СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6-Х КЛАССОВ
Чернакова Виолетта Андреевна,
учитель МБОУ города Иркутска СОШ №43
имени Главного маршала авиации А.Е. Голованова
Аннотация. В статье рассматриваются пути и методы развития орфографической зоркости у обучающихся 5-6-х классов. Подчеркивается значимость этого навыка для формирования грамотности школьников и устойчивых орфографических навыков. Приводятся эффективные методики, используемые на уроках русского языка для формирования орфографической зоркости, такие как упражнения на анализ орфограмм, словарная работа и диктанты. Особое внимание уделено роли учителя в обучении учеников самопроверке и контролю за орфографическими ошибками.
Ключевые слова: орфографическая зоркость, орфография, 5-6-е классы, грамотность, русский язык, методы обучения, самопроверка.
Орфографическая зоркость — это способность школьника замечать и исправлять орфографические ошибки в письменных текстах. Данный навык важен для развития грамотности обучающихся, так как он напрямую связан с уровнем усвоения орфографических правил и умением применять их на практике. В 5-6-х классах школьники продолжают изучать основные орфографические правила, расширяют свой словарный запас, и именно в этом возрасте становится важным формирование устойчивого навыка самопроверки и внимательного отношения к написанию слов.
Несмотря на то, что многие ученики начинают сталкиваться с орфографией ещё в начальных классах, именно в средней школе появляется необходимость более осознанного подхода к орфографическим правилам. В этот период учащиеся могут осваивать сложные орфографические явления, такие как правописание корней, приставок, суффиксов и окончаний. Задача учителя — сформировать у детей привычку внимательно относиться к написанию слов, чтобы орфографическая зоркость стала неотъемлемой частью их письменной речи.
Орфографическая зоркость — это способность ученика замечать орфографические ошибки, осознанно анализировать написанное слово и контролировать процесс письма. Формирование данного навыка предполагает, что школьник может выявлять орфограммы в словах, подбирать правильные орфографические правила для их написания и проверять себя в процессе написания текста.
Значение орфографической зоркости заключается в том, что она помогает детям избегать типичных орфографических ошибок, формируя у них уверенность в написании сложных слов и понимание логики орфографических правил. Это не только способствует повышению грамотности, но и развивает внимательность, аналитическое мышление и способность к самопроверке.
Для того чтобы развить орфографическую зоркость, необходимо целенаправленное обучение, включающее разнообразные задания и упражнения, направленные на выявление и устранение орфографических ошибок, а также самостоятельное изучение орфограмм.
Существует множество методик, которые учителя могут использовать для развития орфографической зоркости у школьников 5-6-х классов. Ниже приведены наиболее эффективные методы, которые позволяют успешно формировать этот навык.
1. Упражнения на анализ орфограмм. Одним из ключевых методов является систематическая работа с орфограммами. Учитель должен предлагать учащимся задания, в которых они будут находить и анализировать орфограммы в словах. Это может быть как самостоятельный поиск орфограмм в тексте, так и их исправление в предложенных заданиях.
Эффективным является применение заданий на выделение орфограмм в контексте. Например, можно предложить детям подчеркнуть орфограммы в тексте и объяснить, по какому правилу они должны быть написаны. Такая работа помогает ученикам обращать внимание на ключевые моменты при написании слов и тренировать свою зоркость.
2. Диктанты с самопроверкой. Диктанты остаются классическим и весьма эффективным методом для проверки орфографической грамотности учеников. Однако для развития орфографической зоркости важно не только проведение диктантов, но и организация самопроверки. После написания диктанта ученикам можно предложить самостоятельно проверить свои работы, сосредоточив внимание на определённых орфограммах.
Например, учитель может предложить детям после диктанта самостоятельно проверить правописание корней с чередующимися гласными или проверить написание суффиксов. Это способствует выработке у школьников привычки контролировать процесс письма и развивает орфографическую зоркость.
3. Словарная работа. Расширение активного словарного запаса школьников также играет важную роль в развитии орфографической зоркости. Чем больше словарный запас ученика, тем увереннее он будет себя чувствовать при письме и тем легче ему будет замечать орфограммы в тексте. Для этого учитель должен регулярно проводить словарные диктанты и включать в программу изучение трудных слов.
Можно также организовать работу со словарями, где дети самостоятельно ищут и выписывают сложные слова, а затем используют их в своих сочинениях и диктантах. Это позволяет не только запомнить правописание слов, но и тренирует внимание к орфографическим тонкостям.
4. Разбор типичных ошибок. Одним из важных методов является анализ типичных ошибок, которые делают ученики в своих работах. Учитель может организовать специальные занятия, на которых дети разбирают собственные ошибки, выявляют закономерности и учатся их избегать. Это может быть коллективный разбор диктантов, когда каждый ученик исправляет ошибки не только у себя, но и у одноклассников.
Такая работа помогает детям осознавать собственные слабые места в орфографии и концентрироваться на тех правилах, которые им даются сложнее всего. Постоянная работа с типичными ошибками формирует у детей способность к их самостоятельному исправлению.
5. Игровые методы. Игровая форма обучения также может быть полезной для развития орфографической зоркости. Например, можно организовать викторины на знание орфограмм или игры с карточками, на которых написаны слова с пропущенными буквами. Такие задания повышают мотивацию школьников и помогают им запоминать сложные орфографические правила в увлекательной форме.
Игры на внимание и скорость могут включать соревнования на быстрое исправление ошибок или составление слов с определёнными орфограммами. Это способствует формированию у детей привычки внимательно относиться к написанию слов и развивает навыки самопроверки.
Предложим практические рекомендации для учителей:
Систематическая работа с орфограммами. Учителю важно регулярно включать задания на анализ орфограмм и самопроверку, чтобы ученики привыкли обращать внимание на правописание слов.
Акцент на самопроверку. После выполнения диктантов и упражнений следует организовывать самостоятельную проверку работ учащимися, направленную на развитие способности видеть ошибки.
Использование разнообразных методов. Для развития орфографической зоркости важно использовать как традиционные методы (диктанты, упражнения), так и игровые формы работы, чтобы поддерживать интерес учеников.
Анализ типичных ошибок. Регулярный разбор ошибок, которые часто встречаются у учеников, помогает им лучше усваивать правила и формировать навык их самопроверки.
Создание мотивации к обучению. Учитель должен мотивировать детей к изучению орфографии, подчеркивая важность грамотности и успешного применения орфографических правил.
В заключение отметим, что орфографическая зоркость — это важный навык, который помогает школьникам 5-6-х классов развивать грамотность и уверенность в своих письменных работах. Для формирования этого навыка учителю необходимо использовать разнообразные методы и задания, направленные на осознанное применение орфографических правил и самопроверку. Регулярная работа с орфограммами, диктанты с самопроверкой, словарная работа и анализ ошибок позволяют учащимся развивать внимательность к написанию слов и формировать устойчивые орфографические навыки. В результате школьники становятся более уверенными в своих знаниях и лучше справляются с письменными заданиями.
Список литературы
Васильева, Н. И. (2020). Методические приемы развития орфографической зоркости у учащихся средней школы. Образовательные технологии и общество, 5(2), 101-108.
Иванова, Е. А. (2019). Орфографическая зоркость как важный компонент речевого развития школьников. Современная педагогика, 3(14), 77-82.
Крылова, Л. С. (2021). Формирование орфографической зоркости у учащихся 5-6 классов на уроках русского языка. Педагогика и психология образования, 7(3), 44-51.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат