Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие навыка "орфографическая зоркость" среди обучающихся 5-6-х классов. Работа №72628

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие навыка "орфографическая зоркость" среди обучающихся 5-6-х классов
Работа:

РАЗВИТИЕ НАВЫКА "ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ" СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6-Х КЛАССОВ

 

Чернакова Виолетта Андреевна,

учитель МБОУ города Иркутска СОШ №43

имени Главного маршала авиации А.Е. Голованова

 

Аннотация. В статье рассматриваются пути и методы развития орфографической зоркости у обучающихся 5-6-х классов. Подчеркивается значимость этого навыка для формирования грамотности школьников и устойчивых орфографических навыков. Приводятся эффективные методики, используемые на уроках русского языка для формирования орфографической зоркости, такие как упражнения на анализ орфограмм, словарная работа и диктанты. Особое внимание уделено роли учителя в обучении учеников самопроверке и контролю за орфографическими ошибками.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, орфография, 5-6-е классы, грамотность, русский язык, методы обучения, самопроверка.

 

Орфографическая зоркость — это способность школьника замечать и исправлять орфографические ошибки в письменных текстах. Данный навык важен для развития грамотности обучающихся, так как он напрямую связан с уровнем усвоения орфографических правил и умением применять их на практике. В 5-6-х классах школьники продолжают изучать основные орфографические правила, расширяют свой словарный запас, и именно в этом возрасте становится важным формирование устойчивого навыка самопроверки и внимательного отношения к написанию слов.

Несмотря на то, что многие ученики начинают сталкиваться с орфографией ещё в начальных классах, именно в средней школе появляется необходимость более осознанного подхода к орфографическим правилам. В этот период учащиеся могут осваивать сложные орфографические явления, такие как правописание корней, приставок, суффиксов и окончаний. Задача учителя — сформировать у детей привычку внимательно относиться к написанию слов, чтобы орфографическая зоркость стала неотъемлемой частью их письменной речи.

Орфографическая зоркость — это способность ученика замечать орфографические ошибки, осознанно анализировать написанное слово и контролировать процесс письма. Формирование данного навыка предполагает, что школьник может выявлять орфограммы в словах, подбирать правильные орфографические правила для их написания и проверять себя в процессе написания текста.

Значение орфографической зоркости заключается в том, что она помогает детям избегать типичных орфографических ошибок, формируя у них уверенность в написании сложных слов и понимание логики орфографических правил. Это не только способствует повышению грамотности, но и развивает внимательность, аналитическое мышление и способность к самопроверке.

Для того чтобы развить орфографическую зоркость, необходимо целенаправленное обучение, включающее разнообразные задания и упражнения, направленные на выявление и устранение орфографических ошибок, а также самостоятельное изучение орфограмм.

Существует множество методик, которые учителя могут использовать для развития орфографической зоркости у школьников 5-6-х классов. Ниже приведены наиболее эффективные методы, которые позволяют успешно формировать этот навык.

1. Упражнения на анализ орфограмм. Одним из ключевых методов является систематическая работа с орфограммами. Учитель должен предлагать учащимся задания, в которых они будут находить и анализировать орфограммы в словах. Это может быть как самостоятельный поиск орфограмм в тексте, так и их исправление в предложенных заданиях.

Эффективным является применение заданий на выделение орфограмм в контексте. Например, можно предложить детям подчеркнуть орфограммы в тексте и объяснить, по какому правилу они должны быть написаны. Такая работа помогает ученикам обращать внимание на ключевые моменты при написании слов и тренировать свою зоркость.

2. Диктанты с самопроверкой. Диктанты остаются классическим и весьма эффективным методом для проверки орфографической грамотности учеников. Однако для развития орфографической зоркости важно не только проведение диктантов, но и организация самопроверки. После написания диктанта ученикам можно предложить самостоятельно проверить свои работы, сосредоточив внимание на определённых орфограммах.

Например, учитель может предложить детям после диктанта самостоятельно проверить правописание корней с чередующимися гласными или проверить написание суффиксов. Это способствует выработке у школьников привычки контролировать процесс письма и развивает орфографическую зоркость.

3. Словарная работа. Расширение активного словарного запаса школьников также играет важную роль в развитии орфографической зоркости. Чем больше словарный запас ученика, тем увереннее он будет себя чувствовать при письме и тем легче ему будет замечать орфограммы в тексте. Для этого учитель должен регулярно проводить словарные диктанты и включать в программу изучение трудных слов.

Можно также организовать работу со словарями, где дети самостоятельно ищут и выписывают сложные слова, а затем используют их в своих сочинениях и диктантах. Это позволяет не только запомнить правописание слов, но и тренирует внимание к орфографическим тонкостям.

4. Разбор типичных ошибок. Одним из важных методов является анализ типичных ошибок, которые делают ученики в своих работах. Учитель может организовать специальные занятия, на которых дети разбирают собственные ошибки, выявляют закономерности и учатся их избегать. Это может быть коллективный разбор диктантов, когда каждый ученик исправляет ошибки не только у себя, но и у одноклассников.

Такая работа помогает детям осознавать собственные слабые места в орфографии и концентрироваться на тех правилах, которые им даются сложнее всего. Постоянная работа с типичными ошибками формирует у детей способность к их самостоятельному исправлению.

5. Игровые методы. Игровая форма обучения также может быть полезной для развития орфографической зоркости. Например, можно организовать викторины на знание орфограмм или игры с карточками, на которых написаны слова с пропущенными буквами. Такие задания повышают мотивацию школьников и помогают им запоминать сложные орфографические правила в увлекательной форме.

Игры на внимание и скорость могут включать соревнования на быстрое исправление ошибок или составление слов с определёнными орфограммами. Это способствует формированию у детей привычки внимательно относиться к написанию слов и развивает навыки самопроверки.

Предложим практические рекомендации для учителей:

Систематическая работа с орфограммами. Учителю важно регулярно включать задания на анализ орфограмм и самопроверку, чтобы ученики привыкли обращать внимание на правописание слов.

Акцент на самопроверку. После выполнения диктантов и упражнений следует организовывать самостоятельную проверку работ учащимися, направленную на развитие способности видеть ошибки.

Использование разнообразных методов. Для развития орфографической зоркости важно использовать как традиционные методы (диктанты, упражнения), так и игровые формы работы, чтобы поддерживать интерес учеников.

Анализ типичных ошибок. Регулярный разбор ошибок, которые часто встречаются у учеников, помогает им лучше усваивать правила и формировать навык их самопроверки.

Создание мотивации к обучению. Учитель должен мотивировать детей к изучению орфографии, подчеркивая важность грамотности и успешного применения орфографических правил.

В заключение отметим, что орфографическая зоркость — это важный навык, который помогает школьникам 5-6-х классов развивать грамотность и уверенность в своих письменных работах. Для формирования этого навыка учителю необходимо использовать разнообразные методы и задания, направленные на осознанное применение орфографических правил и самопроверку. Регулярная работа с орфограммами, диктанты с самопроверкой, словарная работа и анализ ошибок позволяют учащимся развивать внимательность к написанию слов и формировать устойчивые орфографические навыки. В результате школьники становятся более уверенными в своих знаниях и лучше справляются с письменными заданиями.

 

Список литературы

 

Васильева, Н. И. (2020). Методические приемы развития орфографической зоркости у учащихся средней школы. Образовательные технологии и общество, 5(2), 101-108.

Иванова, Е. А. (2019). Орфографическая зоркость как важный компонент речевого развития школьников. Современная педагогика, 3(14), 77-82.

Крылова, Л. С. (2021). Формирование орфографической зоркости у учащихся 5-6 классов на уроках русского языка. Педагогика и психология образования, 7(3), 44-51.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×