Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Коррекционная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями раннего возраста. Работа №72634

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Коррекционная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями раннего возраста
Работа:
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Шерстюк Ксения Александровна, Учитель КШИ
ГБОУ ЛНР Республиканский учебно-реабилитационный центр
Аннотация: Статья посвящена вопросам коррекционной работы с детьми раннего возраста, имеющими интеллектуальные нарушения. В ней рассматриваются особенности таких детей, подходы и методы коррекционной деятельности, а также значимость раннего вмешательства для формирования базовых навыков. Приводятся примеры эффективных методов и практик, направленных на развитие когнитивных, социальных и моторных навыков. Уделяется внимание роли учителя-дефектолога в создании индивидуализированной программы коррекции и обучении родителей.
Ключевые слова: Коррекционная работа, интеллектуальные нарушения, дети раннего возраста, методы, раннее вмешательство, индивидуализация, навыки.
Коррекционная работа с детьми раннего возраста, имеющими интеллектуальные нарушения, является важной задачей, которая требует особого подхода и внимательности. На этом этапе жизни формируются основные навыки и качества, которые будут определять дальнейшее развитие ребенка. Раннее вмешательство играет ключевую роль в коррекции и компенсации имеющихся нарушений, а также в содействии социализации и адаптации ребенка в обществе.
Дети с интеллектуальными нарушениями могут испытывать трудности в различных аспектах развития, включая когнитивные, социальные и моторные навыки. Это может проявляться в замедленном речевом развитии, ограниченных социальных взаимодействиях, проблемах с восприятием и обработкой информации. Основной задачей учителя-дефектолога становится создание такой образовательной среды, которая бы способствовала развитию этих навыков с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Одним из первых шагов в коррекционной работе является диагностика уровня развития ребенка. Это позволяет определить сильные и слабые стороны, а также выявить потребности и интересы. Основываясь на полученных данных, учитель может разработать индивидуальную программу коррекции, которая будет включать различные виды деятельности, направленные на развитие необходимых навыков.
Методы коррекционной работы могут быть разнообразными, и их выбор зависит от специфики нарушений и возраста ребенка. Эффективными являются игры и упражнения, которые стимулируют внимание, память и мышление. Например, использование тактильных материалов и сенсорных игрушек помогает развивать восприятие и мелкую моторику. Занятия с конструктором, пазлами и мозаиками способствуют развитию логического мышления и координации движений.
Кроме того, важным аспектом является использование игровых методов, которые создают атмосферу заинтересованности и увлечения. Игры могут быть как коллективными, так и индивидуальными, что позволяет детям учиться взаимодействовать с окружающими и развивать социальные навыки. Ролевые игры, например, способствуют освоению социальных ролей и норм поведения в различных ситуациях, что имеет огромное значение для будущей социализации.
Формирование речевых навыков также является одной из ключевых задач коррекционной работы. Занятия должны быть направлены на развитие всех аспектов речи: фонематического слуха, лексического запаса, грамматики. Учитель может использовать различные приемы, такие как звукоподражание, рифмовки, стихотворения и песни, которые делают обучение более доступным и увлекательным для детей. Специальные упражнения на артикуляцию также способствуют улучшению произношения и развитию речевых навыков.
Работа с родителями детей с интеллектуальными нарушениями играет важную роль в коррекционном процессе. Взаимодействие с семьей позволяет создать единое пространство для обучения и развития, где родители могут применить полученные в школе знания и навыки в домашних условиях. Регулярные консультации и тренинги для родителей помогают им понять особенности развития их ребенка и научиться эффективно поддерживать его. Это, в свою очередь, способствует созданию положительного климата для обучения и социализации.
Важно развивать у детей навыки самообслуживания и бытовые навыки. Обучение основам гигиены, одевания, уборки и подготовки простых блюд способствует формированию у детей самостоятельности и уверенности в своих силах. Эти навыки не только важны для повседневной жизни, но и играют значительную роль в социализации ребенка, так как они помогают ему чувствовать себя полноценным членом общества.
Индивидуализация процесса обучения — еще один ключевой момент в коррекционной работе. Каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в зависимости от своих потребностей и особенностей. Это может включать использование адаптированных программ, специальных материалов и технологий, которые помогут детям легче усваивать информацию и развивать навыки. Например, для детей с выраженными нарушениями слуха можно использовать визуальные подсказки и жестовый язык, а для детей с ограниченными возможностями моторики — специальные устройства и пособия.
Важной частью коррекционной работы является развитие эмоциональной сферы детей. Эмоции играют большую роль в формировании социальных навыков, поэтому учитель должен уделять внимание тому, чтобы дети могли выражать свои чувства и понимать эмоции других. Занятия, направленные на развитие эмпатии, могут включать в себя обсуждение сказок и историй, где дети могут анализировать действия героев и их эмоциональные реакции.
Одним из примеров успешной практики является использование театрализованных занятий, которые помогают детям не только развивать речевые и социальные навыки, но и учат их работать в команде, сотрудничать с другими. Это может быть простая постановка сказки, где каждый ребенок получает свою роль и возможность проявить себя. Такие мероприятия создают позитивную атмосферу и способствуют повышению самооценки.
Также важно привлекать к коррекционной работе специалистов смежных областей, таких как психологи и логопеды. Совместная работа позволяет более эффективно решать проблемы, связанные с развитием детей. Например, психологи могут помочь выявить эмоциональные и поведенческие трудности, а логопеды — развить речевые навыки.
Таким образом, коррекционная работа с детьми раннего возраста, имеющими интеллектуальные нарушения, требует комплексного подхода, который включает диагностику, индивидуализацию, использование различных методов и технологий, а также активное сотрудничество с родителями и другими специалистами. Раннее вмешательство и создание поддерживающей образовательной среды являются залогом успешного развития детей, что в конечном итоге помогает им адаптироваться в обществе и развивать необходимые жизненные навыки. Успешная коррекционная работа позволяет детям с интеллектуальными нарушениями не только учиться, но и активно участвовать в жизни общества, формируя свои социальные связи и личностные качества.
Список литературы
Винтаева Т.Н. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник. 2015. №4 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-i-realizatsiya-individualnyh-obrazovatelnyh-programm-dlya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Перышкова С.А., ВолодинаА.В., Трунина А.С. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с овз // Наука и образование. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-korrektsionno-razvivayuschey-raboty-s-detmi-s-ovz
Стребелева Е.А. Ранняя комплексная помощь детям с нарушением интеллекта – путь к интегрированному обучению // Специальное образование. 2014. №X. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rannyaya-kompleksnaya-pomosch-detyam-s-narusheniem-intellekta-put-k-integrirovannomu-obucheniyu
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×