ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Христова Анастасия Игоревна,
преподаватель ГБПОУ "Горловский медицинский колледж"
ДНР г. Горловка
Аннотация. Статья посвящена формированию функциональной грамотности на уроках физики. Рассматриваются понятие функциональной грамотности, её важность для современного образования и методы, с помощью которых можно развивать эту компетенцию у школьников. Функциональная грамотность в физике подразумевает умение применять теоретические знания для решения практических задач, анализировать информацию, работать с данными и делать выводы на основе научных фактов. В статье представлены примеры заданий и упражнений, направленных на развитие функциональной грамотности, а также даны рекомендации для учителей по интеграции этих методов в учебный процесс.
Ключевые слова: функциональная грамотность, физика, критическое мышление, практическая работа, решение задач, школьное образование, проектная деятельность.
Формирование функциональной грамотности является одной из основных задач современной школы, направленной на подготовку учащихся к жизни в быстро меняющемся мире. Функциональная грамотность — это способность человека эффективно использовать знания и навыки для решения повседневных задач, анализа информации и принятия решений. На уроках физики формирование такой грамотности имеет особое значение, так как физика не только учит школьников законам природы, но и развивает их умение мыслить логически, анализировать факты, проверять гипотезы и применять теорию на практике.
Функциональная грамотность на уроках физики включает в себя навыки работы с текстовой и числовой информацией, использование физических законов для решения проблем, критическое осмысление научных данных и умение аргументировать свои выводы. В условиях быстрого развития технологий и роста объёма информации умение эффективно работать с данными становится одним из ключевых навыков для современного школьника.
Рассмотрим элементы формирование функциональной грамотности на уроках физики:
1. Применение физических законов в реальной жизни. Физика — это наука, которая тесно связана с повседневной жизнью. Однако для многих школьников она остаётся абстрактной дисциплиной, не имеющей отношения к их реальному опыту. Чтобы развить функциональную грамотность, необходимо показывать учащимся, как физические законы применяются в их жизни и как эти знания могут быть полезны.
Пример: при изучении темы «Движение и силы» учитель может предложить учащимся проанализировать движение автомобилей в реальных условиях: как скорость и сила торможения зависят от массы машины, условий на дороге и силы трения. Это поможет ученикам понять, как физические законы влияют на безопасность движения.
2. Развитие навыков анализа данных. Для формирования функциональной грамотности важно обучать школьников работе с данными: собирать, обрабатывать и анализировать информацию, делать выводы на основе полученных результатов. В физике такие навыки развиваются через эксперименты и лабораторные работы, где учащиеся получают возможность самостоятельно измерять параметры, строить графики и анализировать зависимости.
Пример: на уроке, посвящённом закону Ома, учащиеся могут провести эксперимент по измерению зависимости силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении. Полученные данные они могут представить в виде таблиц и графиков, а затем проанализировать результаты и сформулировать выводы.
3. Решение практических задач. Задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями, помогают школьникам лучше понять, как применять физику на практике. Такие задачи требуют не только знания теоретических основ, но и умения применять их в новых условиях, что способствует развитию функциональной грамотности.
Пример: учитель может предложить учащимся задачу: рассчитать, сколько электроэнергии потребляется в доме за месяц при использовании бытовых приборов. Это задание требует применения знаний о мощности и времени работы устройств, а также навыков работы с числовой информацией и расчётов.
4. Проектная деятельность. Проектная деятельность — это один из наиболее эффективных методов формирования функциональной грамотности. В ходе работы над проектами учащиеся сталкиваются с необходимостью решать реальные проблемы, проводить исследования, собирать и анализировать данные. Это развивает у них умение мыслить системно, критически оценивать информацию и применять знания для достижения практических целей.
Пример: проект «Исследование солнечных панелей для домашнего использования» может включать анализ эффективности различных моделей солнечных батарей, расчёт их мощности, а также исследование факторов, влияющих на их производительность. Школьники могут провести экспериментальные замеры на практике, собирать данные и делать выводы о целесообразности использования солнечной энергии в конкретных условиях.
5. Работа с текстами научного содержания. Одним из важнейших аспектов функциональной грамотности является умение понимать и анализировать тексты научного содержания. Физика как наука требует работы с большими объёмами информации, и важно, чтобы учащиеся могли выделять главные идеи, находить необходимые данные и формулировать собственные выводы. Регулярная работа с научными статьями, текстами задач и учебной литературой помогает школьникам развивать эти навыки.
Выделим методы повышения функциональной грамотности.
- Использование межпредметных связей: важно показывать ученикам, как физика связана с другими науками и с реальной жизнью. Например, при изучении тепловых процессов можно интегрировать задачи по экологии, изучая влияние теплоизоляции зданий на энергосбережение.
- Проблемное обучение: постановка перед школьниками проблемных вопросов, требующих самостоятельного поиска решений, помогает развивать навыки критического мышления и анализа. Например, учащиеся могут исследовать, как различные материалы ведут себя при нагревании и какие выводы можно сделать для использования этих материалов в технике.
- Активное использование ИКТ: использование современных технологий, таких как симуляции физических процессов и виртуальные лаборатории, позволяет учащимся лучше понимать сложные концепции и работать с данными в цифровом формате, что способствует формированию цифровой грамотности.
В заключение отметим, что формирование функциональной грамотности на уроках физики — это важная задача современного образования. Для этого необходимо использовать методы, которые способствуют развитию практических навыков, умения работать с данными, критически мыслить и применять теоретические знания в реальных ситуациях. Интеграция проектной деятельности, решение практических задач, работа с научными текстами и развитие межпредметных связей помогают сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным для школьников. Функциональная грамотность позволяет учащимся быть подготовленными к решению задач реальной жизни и развивает их способность мыслить как учёные.
Список литературы
Беляев, С. В. (2022).
Межпредметные
связи на уроках физики: методические рекомендации. Образовательные технологии и общество, 9(3), 52-59.
Кузнецова, Л. И. (2018). Проектная деятельность и её влияние на мотивацию учащихся. Педагогика и наука, 7(1), 41-48.
Петров, О. Н. (2019). Проблемное обучение как метод формирования функциональной грамотности. Образование и наука, 5(2), 18-24.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат