Дата публикации:
15.10.2024
Автор:
Евсюкова Светлана Николаевна
Название работы:
Формирование у учащихся мотивации к обучению и получению новых знаний
Работа:
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ И ПОЛУЧЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Евсюкова Светлана Николаевна, учитель начальных классов
МКОУ Усть-Кадинская СОШ с. Усть-Када
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования мотивации к обучению у учащихся начальных классов. В условиях современного образовательного процесса важность мотивации нельзя переоценить, так как она является ключевым фактором, определяющим успешность образовательной деятельности. В статье рассматриваются различные аспекты мотивации, а также практические методы и приёмы, способствующие её развитию. Приведены примеры из практики, которые могут быть полезны для учителей начальных классов в их повседневной работе.
Ключевые слова: мотивация, обучение, начальная школа, педагогические технологии, образовательный процесс.
Формирование мотивации у учащихся начальных классов является одной из важнейших задач современного образования. Мотивация к обучению определяет не только уровень усвоения знаний, но и общий интерес к процессу образования. В начальной школе закладываются основы отношения ребенка к учёбе, поэтому особенно важно создать позитивную мотивационную среду.
Существует множество подходов к пониманию мотивации. Одни исследователи выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию, другие акцентируют внимание на её когнитивных и эмоциональных аспектах. Внутренняя мотивация возникает из интереса к предмету, стремления к самосовершенствованию, в то время как внешняя мотивация связана с внешними факторами, такими как похвала, награды и оценки. Учителям важно учитывать эти аспекты при организации учебного процесса.
Среди факторов, влияющих на мотивацию к обучению, можно выделить личностные особенности учащихся, уровень их эмоционального интеллекта, социальную среду и характер взаимодействия с учителем. Например, дети, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, как правило, более восприимчивы к учебному процессу и стремятся к получению новых знаний. Поэтому создание эмоционально комфортной атмосферы в классе имеет важное значение.
Одним из наиболее эффективных способов повышения мотивации является использование игровых технологий. Игровые методы не только делают процесс обучения более увлекательным, но и способствуют развитию креативности и критического мышления. Например, уроки математики можно проводить в формате игры, где дети решают задачи, участвуя в соревнованиях или квестах. Это позволяет создать соревновательный дух и заинтересовать учащихся в предмете.
Также стоит обратить внимание на применение проектной деятельности. Проекты позволяют детям работать в команде, развивать свои идеи и получать новые знания в процессе исследования. Важным аспектом проектной деятельности является возможность выбора темы, что способствует внутренней мотивации. Когда ребенок сам выбирает, о чем он хочет узнать больше, он становится более заинтересованным в результате.
Не менее важным является вовлечение родителей в образовательный процесс. Родительская поддержка и участие в школьной жизни играют значительную роль в формировании позитивной мотивации. Учителям следует находить способы взаимодействия с родителями, чтобы они могли видеть результаты учебы своих детей и поддерживать их в обучении. Совместные мероприятия, такие как выставки работ, открытые уроки и родительские собрания, помогают создать единую образовательную среду, где дети чувствуют поддержку как со стороны учителей, так и родителей.
Другим важным фактором является создание положительного имиджа школы и образовательного процесса в целом. Если дети видят, что обучение — это интересно и полезно, их мотивация значительно возрастает. Учителям следует активно делиться успехами своих учащихся, отмечать их достижения и создавать атмосферу, где каждый ребёнок чувствует свою значимость. Это может быть реализовано через организацию различных конкурсов, олимпиад и фестивалей, где ученики могут продемонстрировать свои знания и умения.
Методика оценивания играет важную роль в мотивации. Традиционная система оценок иногда может негативно сказываться на интересе к обучению. Учителям стоит рассмотреть возможность введения альтернативных форм оценивания, таких как портфолио, самооценка и взаимная оценка, что позволяет детям видеть свои достижения и недостатки более объективно. Это, в свою очередь, может повысить их интерес к процессу обучения.
Важным аспектом является и создание условий для развития самостоятельности и ответственности учащихся. Дети должны понимать, что обучение — это не только получение оценок, но и возможность развиваться как личность. Учителям стоит поощрять инициативу, давать возможность выбирать способы выполнения заданий и предоставлять свободу в принятии решений. Это формирует у детей чувство ответственности за свои действия и, как следствие, увеличивает их мотивацию к обучению.
На практике важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Каждый ребёнок уникален, и подход к его мотивации должен быть персонализированным. Учителя должны быть внимательными к потребностям и интересам своих учеников, активно выявлять их сильные стороны и использовать их для формирования мотивации. Для этого можно проводить опросы, анкеты, беседы, чтобы понять, что именно интересно детям и как они видят свои достижения.
Рассматривая примеры успешной реализации мотивирующих стратегий, можно привести опыт одной начальной школы, где была внедрена система Ученик года. В этой системе учащиеся сами выдвигали кандидатов на эту должность, а затем выбирали лучшего. Это дало возможность каждому ребёнку проявить свои таланты и стремление к учёбе. Подобные инициативы способствуют формированию позитивной атмосферы в классе и повышению интереса к обучению.
Не стоит забывать и о значении саморегуляции. Учителям следует обучать детей методам управления своим временем, ставить цели и планировать свои действия. Это помогает детям стать более самостоятельными и мотивированными к обучению, так как они учатся не только осваивать материал, но и управлять своим образовательным процессом.
В заключение, формирование мотивации к обучению у учащихся начальных классов — это сложный и многогранный процесс, который требует от педагогов гибкости, творчества и внимания к каждому ученику. Использование различных методов, подходов и стратегий, направленных на создание позитивной образовательной среды, способно существенно повысить уровень мотивации детей и, как следствие, качество их обучения. Мотивация — это не только желание учиться, но и способность воспринимать знания как неотъемлемую часть своей жизни, что является основной целью любого образовательного процесса.
Список литературы
Бичерова Е.Н., Фещенко Е.М. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам // Российский психологический журнал. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-uchebnoy-motivatsii-mladshih-shkolnikov-obuchayuschihsya-po-raznym-obrazovatelnym-programmam
Летучева Е.А., Мамедова Л.В., Рочев В.Ф. Развитие учебной мотивации у учащихся начальных классов // Современное педагогическое образование. 2021. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-uchebnoy-motivatsii-u-uchaschihsya-nachalnyh-klassov
Макарычева И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности // Вестник науки и образования. 2018. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-sfera-shkolnika-obschee-ponyatie-motiva-i-motivatsii-v-uchebnoy-deyatelnosti
Скачать работу
Евсюкова Светлана Николаевна, учитель начальных классов
МКОУ Усть-Кадинская СОШ с. Усть-Када
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования мотивации к обучению у учащихся начальных классов. В условиях современного образовательного процесса важность мотивации нельзя переоценить, так как она является ключевым фактором, определяющим успешность образовательной деятельности. В статье рассматриваются различные аспекты мотивации, а также практические методы и приёмы, способствующие её развитию. Приведены примеры из практики, которые могут быть полезны для учителей начальных классов в их повседневной работе.
Ключевые слова: мотивация, обучение, начальная школа, педагогические технологии, образовательный процесс.
Формирование мотивации у учащихся начальных классов является одной из важнейших задач современного образования. Мотивация к обучению определяет не только уровень усвоения знаний, но и общий интерес к процессу образования. В начальной школе закладываются основы отношения ребенка к учёбе, поэтому особенно важно создать позитивную мотивационную среду.
Существует множество подходов к пониманию мотивации. Одни исследователи выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию, другие акцентируют внимание на её когнитивных и эмоциональных аспектах. Внутренняя мотивация возникает из интереса к предмету, стремления к самосовершенствованию, в то время как внешняя мотивация связана с внешними факторами, такими как похвала, награды и оценки. Учителям важно учитывать эти аспекты при организации учебного процесса.
Среди факторов, влияющих на мотивацию к обучению, можно выделить личностные особенности учащихся, уровень их эмоционального интеллекта, социальную среду и характер взаимодействия с учителем. Например, дети, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, как правило, более восприимчивы к учебному процессу и стремятся к получению новых знаний. Поэтому создание эмоционально комфортной атмосферы в классе имеет важное значение.
Одним из наиболее эффективных способов повышения мотивации является использование игровых технологий. Игровые методы не только делают процесс обучения более увлекательным, но и способствуют развитию креативности и критического мышления. Например, уроки математики можно проводить в формате игры, где дети решают задачи, участвуя в соревнованиях или квестах. Это позволяет создать соревновательный дух и заинтересовать учащихся в предмете.
Также стоит обратить внимание на применение проектной деятельности. Проекты позволяют детям работать в команде, развивать свои идеи и получать новые знания в процессе исследования. Важным аспектом проектной деятельности является возможность выбора темы, что способствует внутренней мотивации. Когда ребенок сам выбирает, о чем он хочет узнать больше, он становится более заинтересованным в результате.
Не менее важным является вовлечение родителей в образовательный процесс. Родительская поддержка и участие в школьной жизни играют значительную роль в формировании позитивной мотивации. Учителям следует находить способы взаимодействия с родителями, чтобы они могли видеть результаты учебы своих детей и поддерживать их в обучении. Совместные мероприятия, такие как выставки работ, открытые уроки и родительские собрания, помогают создать единую образовательную среду, где дети чувствуют поддержку как со стороны учителей, так и родителей.
Другим важным фактором является создание положительного имиджа школы и образовательного процесса в целом. Если дети видят, что обучение — это интересно и полезно, их мотивация значительно возрастает. Учителям следует активно делиться успехами своих учащихся, отмечать их достижения и создавать атмосферу, где каждый ребёнок чувствует свою значимость. Это может быть реализовано через организацию различных конкурсов, олимпиад и фестивалей, где ученики могут продемонстрировать свои знания и умения.
Методика оценивания играет важную роль в мотивации. Традиционная система оценок иногда может негативно сказываться на интересе к обучению. Учителям стоит рассмотреть возможность введения альтернативных форм оценивания, таких как портфолио, самооценка и взаимная оценка, что позволяет детям видеть свои достижения и недостатки более объективно. Это, в свою очередь, может повысить их интерес к процессу обучения.
Важным аспектом является и создание условий для развития самостоятельности и ответственности учащихся. Дети должны понимать, что обучение — это не только получение оценок, но и возможность развиваться как личность. Учителям стоит поощрять инициативу, давать возможность выбирать способы выполнения заданий и предоставлять свободу в принятии решений. Это формирует у детей чувство ответственности за свои действия и, как следствие, увеличивает их мотивацию к обучению.
На практике важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Каждый ребёнок уникален, и подход к его мотивации должен быть персонализированным. Учителя должны быть внимательными к потребностям и интересам своих учеников, активно выявлять их сильные стороны и использовать их для формирования мотивации. Для этого можно проводить опросы, анкеты, беседы, чтобы понять, что именно интересно детям и как они видят свои достижения.
Рассматривая примеры успешной реализации мотивирующих стратегий, можно привести опыт одной начальной школы, где была внедрена система Ученик года. В этой системе учащиеся сами выдвигали кандидатов на эту должность, а затем выбирали лучшего. Это дало возможность каждому ребёнку проявить свои таланты и стремление к учёбе. Подобные инициативы способствуют формированию позитивной атмосферы в классе и повышению интереса к обучению.
Не стоит забывать и о значении саморегуляции. Учителям следует обучать детей методам управления своим временем, ставить цели и планировать свои действия. Это помогает детям стать более самостоятельными и мотивированными к обучению, так как они учатся не только осваивать материал, но и управлять своим образовательным процессом.
В заключение, формирование мотивации к обучению у учащихся начальных классов — это сложный и многогранный процесс, который требует от педагогов гибкости, творчества и внимания к каждому ученику. Использование различных методов, подходов и стратегий, направленных на создание позитивной образовательной среды, способно существенно повысить уровень мотивации детей и, как следствие, качество их обучения. Мотивация — это не только желание учиться, но и способность воспринимать знания как неотъемлемую часть своей жизни, что является основной целью любого образовательного процесса.
Список литературы
Бичерова Е.Н., Фещенко Е.М. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам // Российский психологический журнал. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-uchebnoy-motivatsii-mladshih-shkolnikov-obuchayuschihsya-po-raznym-obrazovatelnym-programmam
Летучева Е.А., Мамедова Л.В., Рочев В.Ф. Развитие учебной мотивации у учащихся начальных классов // Современное педагогическое образование. 2021. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-uchebnoy-motivatsii-u-uchaschihsya-nachalnyh-klassov
Макарычева И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности // Вестник науки и образования. 2018. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-sfera-shkolnika-obschee-ponyatie-motiva-i-motivatsii-v-uchebnoy-deyatelnosti
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств