Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности. Работа №72660

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности
Работа:
РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дуплий Татьяна Викторовна, учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко г. Новосибирска
Аннотация: Статья посвящена развитию самоконтроля у младших школьников и его значению для успешности учебной деятельности. В ней рассматриваются основные аспекты самоконтроля, его влияние на учебные достижения и поведение детей в школе. Описываются методы и приемы, которые могут помочь учителям в формировании навыков самоконтроля у учащихся, а также примеры успешных практик, внедренных в образовательный процесс. Статья призвана помочь педагогам осознать важность самоконтроля как фактора, способствующего не только успешному обучению, но и развитию личности ребенка в целом.
Ключевые слова: самоконтроль, младшие школьники, учебная деятельность, методы обучения, развитие личности, успешность.
Развитие самоконтроля у младших школьников – это ключевой аспект их личностного и академического роста. В условиях современного образовательного процесса, где внимание, усидчивость и умение управлять своими эмоциями и поведением становятся важными факторами успеха, необходима целенаправленная работа по формированию этих навыков. Самоконтроль включает в себя способность управлять своими реакциями, эмоциями и поведением, что в свою очередь влияет на учебную деятельность и общую успешность учащихся.
Самоконтроль напрямую связан с концепцией эмоционального интеллекта, который становится все более важным в условиях современного мира. Умение справляться с эмоциями, регулировать их, а также контролировать свое поведение помогает детям не только в учебе, но и в общении с окружающими. Исследования показывают, что дети, обладающие высокими уровнями самоконтроля, лучше справляются с учебными заданиями, реже испытывают стресс и имеют более положительные социальные взаимодействия.
Одним из первых шагов в развитии самоконтроля является создание атмосферы, способствующей этому процессу. Учитель должен установить правила и ожидания, которые помогут детям понимать, что такое самоконтроль и как он может применяться в их жизни. Важно, чтобы учащиеся осознали, что самоконтроль – это не просто ограничение себя, а способность принимать осознанные решения, исходя из своих целей и задач.
Методы, способствующие развитию самоконтроля, могут быть разнообразными. Например, использование игровых технологий может стать эффективным инструментом. В ходе различных игр, где требуется соблюдение правил и участие в командной работе, дети учатся контролировать свои действия и эмоции. Игры, требующие стратегического мышления и планирования, также способствуют развитию навыков самоконтроля. Учитель может использовать настольные игры, ролевые игры или даже спортивные мероприятия, которые помогут детям осознать важность контроля своих реакций.
Одной из эффективных техник является внедрение практик осознанности в образовательный процесс. Это может быть как простая медитация в начале урока, так и занятия на развитие концентрации. Упражнения на осознанность помогают детям научиться фокусироваться на текущем моменте, контролировать свои мысли и эмоции, что является важным шагом к развитию самоконтроля. Например, учитель может предложить детям по пять минут просто посидеть в тишине, сосредоточившись на своем дыхании. Это помогает снять напряжение и настроиться на учебный процесс.
Важно отметить, что самоконтроль – это навык, который можно и нужно развивать постепенно. Учитель может использовать систему небольших целей, чтобы помочь детям достичь больших результатов. Например, в начале учебного года можно установить простые цели, такие как "Я буду стараться не перебивать одноклассников" или "Я буду внимательно слушать во время объяснения". Постепенно можно усложнять задачи, добавляя новые элементы самоконтроля.
Еще одним важным аспектом является саморефлексия. Учитель может предложить учащимся вести дневники, в которых они будут записывать свои мысли о том, как они справляются с самоконтролем, какие трудности испытывают и какие успехи достигают. Это поможет детям осознать свои сильные и слабые стороны, а также даст возможность развивать критическое мышление. Примером может служить задание, где дети описывают ситуацию, когда им было сложно контролировать себя, и что они сделали для решения этой проблемы.
Также стоит отметить значимость поддержки со стороны родителей. Учитель может организовать встречи с родителями, на которых будет обсуждаться важность самоконтроля и методы его развития. Совместные усилия родителей и учителей могут значительно повысить эффективность воспитательной работы. Например, можно предложить родителям выполнять с детьми домашние задания, которые будут включать элементы самоконтроля, такие как планирование времени для выполнения задач или обсуждение, как избежать отвлекающих факторов.
Важной частью развития самоконтроля является формирование положительного отношения к неудачам. Учитель должен помочь детям понять, что ошибки – это не конец, а возможность учиться и расти. Обсуждение неудач в классе и поиск способов их преодоления способствуют созданию поддерживающей атмосферы, где дети чувствуют себя в безопасности и могут открыто делиться своими переживаниями. Например, можно проводить уроки, на которых каждый ученик будет делиться своим опытом неудачи и тем, как он смог с этим справиться.
Критерии успеха самоконтроля могут быть разнообразными и включать в себя как учебные достижения, так и социальные взаимодействия. Учителя могут использовать наблюдения за поведением детей в классе и их успеваемостью, чтобы определить, насколько эффективно развиваются навыки самоконтроля. Важно, чтобы результаты были измеримыми и понятными для самих учащихся. Например, можно разработать систему оценок, которая будет учитывать не только академические успехи, но и развитие личностных навыков.
Применение самоконтроля в обучении может значительно повысить успеваемость учащихся. Исследования показывают, что дети, которые развивают навыки самоконтроля, демонстрируют лучшие результаты в тестах, активнее участвуют в учебном процессе и показывают более высокую мотивацию к обучению. Например, в одной из школ учителя внедрили программу по развитию самоконтроля, что в итоге привело к улучшению успеваемости учеников на 20%. Это свидетельствует о том, что работа над самоконтролем приносит реальные результаты.
Кроме того, самоконтроль играет важную роль в формировании эмоционального интеллекта у детей. Умение управлять своими эмоциями и понимать чувства других людей способствует улучшению отношений в классе и созданию более благоприятной образовательной среды. Дети, обладающие высокими уровнями самоконтроля, лучше справляются с конфликтами и обладают более развитыми навыками общения.
В заключение, развитие самоконтроля у младших школьников является важным фактором их успешности в учебной деятельности. Педагоги могут использовать разнообразные методы и приемы для формирования этого навыка, начиная от игровых технологий и заканчивая практиками осознанности. Важно, чтобы учителя и родители работали вместе над развитием самоконтроля, создавая поддерживающую атмосферу для детей. В результате, успешное развитие самоконтроля не только повысит академические достижения, но и поможет формировать у детей уверенность в своих силах, умение справляться с трудностями и позитивное отношение к окружающему миру.
Список литературы
Баранова О.И., Петренко О.Н. Самоконтроль и рефлексия как параметры валеологичного урока в условиях инклюзивного образования // ИСОМ. 2016. №5-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samokontrol-i-refleksiya-kak-parametry-valeologichnogo-uroka-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya
Габеева Л.Н., Климентьева Н.Н., Лубсанова Л.Б. Методические основы развития самоконтроля у младших школьников // Вестник БГУ. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osnovy-razvitiya-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov
Габеева Л.Н., Содномова Н.Б. Модель развития самоконтроля у младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-razvitiya-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×