Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие критического мышления у школьников через решение задач по химии . Работа №72672

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие критического мышления у школьников через решение задач по химии
Работа:

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ

 

Беллер Ольга Владимировна, учитель

МБОУ "Увельская СОШ №1"

 

Аннотация. В современной образовательной практике критическое мышление становится важным навыком для учащихся, позволяющим им не только усваивать знания, но и применять их на практике. В данной статье рассматривается, как решение задач по химии способствует развитию критического мышления у школьников. Приводятся примеры различных типов задач, методов их решения и подходов, которые помогают ученикам научиться анализировать, оценивать и принимать обоснованные решения.

Ключевые слова: критическое мышление, химия, решение задач, анализ, образовательные методы.

 

В условиях быстрого развития науки и технологий критическое мышление становится одной из ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения. Химия, как одна из естественных наук, предоставляет множество возможностей для формирования и развития этого навыка. Решение задач по химии не только углубляет понимание теоретических концепций, но и развивает аналитические способности учащихся, позволяя им применять знания в новых контекстах.

Одним из эффективных способов развития критического мышления является решение практических задач. Например, рассмотрим задачу, связанную с расчетом молекулярной массы вещества. Ученики могут получить задачу, в которой необходимо вычислить молекулярную массу глюкозы, имея формулу C₆H₁₂O₆. Чтобы решить ее, учащиеся должны вспомнить, как рассчитывается молекулярная масса, найти атомные массы углерода, водорода и кислорода и сложить их в нужных пропорциях. Этот процесс требует от них не только знания формул, но и умения работать с таблицами периодических элементов и внимательного отношения к деталям.

Еще одним примером может служить задача по термохимии, где учащимся предлагается рассчитать теплоту реакции. Им нужно понять, какие данные необходимы для решения, найти их, проанализировать и сделать выводы о том, как изменяется энергия в ходе химической реакции. Такие задачи побуждают учеников к глубокому анализу, потому что они должны не только выполнять расчеты, но и объяснять, почему результаты получены именно такими.

Применение проблемно-ориентированного обучения также способствует развитию критического мышления. Учащиеся могут работать в группах, решая сложные задачи, которые требуют интеграции знаний из разных областей. Например, задача по экологии, в которой необходимо оценить влияние определенного химического вещества на окружающую среду, требует от учащихся не только знания химических свойств этого вещества, но и понимания экосистемы. Они должны рассмотреть, какие факторы могут повлиять на ситуацию, проанализировать риски и предложить возможные решения.

Сложные, многослойные задачи способствуют тому, что учащиеся начинают задавать вопросы, анализировать информацию и высказывать свои мнения. Например, задача, касающаяся кислотно-щелочного равновесия, может предложить ученикам рассмотреть различные факторы, которые влияют на pH растворов, и предсказать, как изменение одного из факторов повлияет на общую картину. Такой подход помогает развивать способность к критическому анализу и осмыслению информации.

Метод кейсов также может быть эффективным инструментом для развития критического мышления. Ученики могут анализировать реальные сценарии, например, последствия аварии на химическом заводе, и оценивать, какие меры можно предпринять для предотвращения подобных инцидентов в будущем. Этот метод помогает учащимся осознать важность химии в реальной жизни и развивает их способности к анализу сложных ситуаций.

Кроме того, работа с ошибками при решении задач имеет важное значение для формирования критического мышления. Обсуждение причин ошибок и поиск путей их исправления позволяет учащимся лучше понять материал и научиться извлекать уроки из собственных ошибок. Например, если ученик допустил ошибку в расчетах, учитель может попросить его проанализировать, где именно была допущена ошибка, и что можно сделать для ее исправления. Это не только развивает навыки самокритики, но и усиливает уверенность в собственных силах.

Важно отметить, что для успешного развития критического мышления учащихся необходимо создавать атмосферу, в которой они будут чувствовать себя комфортно, выражая свои мысли и идеи. Учителя могут поощрять дискуссии, ставить открытые вопросы и предлагать различные точки зрения. Это помогает создать у школьников уверенность в своих аналитических способностях и желание углубляться в изучение химии.

Таким образом, решение задач по химии представляет собой мощный инструмент для развития критического мышления у школьников. Процесс анализа, синтеза информации, работа с ошибками и решение практических проблем формируют у учащихся навыки, которые будут полезны не только в учебе, но и в повседневной жизни. Применение различных методов и подходов в обучении позволяет каждому ученику найти свой путь к пониманию сложных химических понятий, делая процесс обучения более увлекательным и продуктивным. Важно, чтобы педагоги продолжали внедрять инновационные методы в свою практику, поддерживая интерес учащихся к химии и помогая им развивать критическое мышление.

 

Список литературы

Алтаева, Ш. К. Критическое мышление как средство развития творческих способностей учащихся на уроках химии / Ш. К. Алтаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26.1 (130.1). — С. 11-14.

Венкова С.И. Формирование исследовательских умений и навыков в курсе химии в основной и старшей школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 20

2

4. №4-2.

Кочнова Е.С. Формирование критического мышления на уроках химии // Вестник магистратуры. 2020. №5-5 (104).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×