Коррекция нарушений письма и чтения: упражнения и методики для преодоления дислексии и дисграфии
Тоцкая Светлана Александровна, учитель-дефектолог
МАОУ СОШ № 142 г. Екатеринбург
Аннотация. Дислексия и дисграфия представляют собой распространенные нарушения, которые могут значительно затруднять процесс обучения у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Коррекция этих нарушений требует комплексного подхода, включающего специально разработанные методики и упражнения. В статье рассматриваются основные причины дислексии и дисграфии, а также эффективные коррекционные упражнения, направленные на преодоление этих проблем. Примеры практических занятий помогут учителю-дефектологу организовать процесс обучения таким образом, чтобы он был максимально результативным и доступным для детей.
Ключевые слова: дислексия, дисграфия, коррекция, упражнения, методики, педагог-дефектолог, дети ОВЗ, чтение, письмо.
Коррекция нарушений письма и чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья — это важная и сложная задача для учителя-дефектолога. Одними из наиболее распространенных нарушений являются дислексия и дисграфия. Дислексия характеризуется затруднениями в процессе чтения, а дисграфия — в письме. Эти нарушения могут проявляться по-разному и влиять на успеваемость ребенка, его самооценку и мотивацию к обучению.
Дислексия может проявляться в трудностях с распознаванием букв и слов, неправильной интонации при чтении, а также в медленном темпе чтения. Дети с дислексией могут путать буквы, пропускать их или неправильно их читать. Дисграфия, в свою очередь, может проявляться в затруднениях с написанием букв, неправильным их написанием, трудностями с орфографией и формированием письменных текстов.
Для эффективной коррекции этих нарушений необходимо применять разнообразные методики и упражнения, направленные на развитие необходимых навыков. Одним из важных этапов является создание мотивирующей и поддерживающей образовательной среды, где ребенок сможет чувствовать себя комфортно и уверенно.
Начинать можно с упражнений для детей с дислексией. Одной из наиболее эффективных техник является методика "Чтение по слогам". Для этого педагог может использовать карточки с разными слогами и словами, написанными большими буквами. Дети могут по очереди читать слоги, а затем составлять из них простые слова. Эта методика помогает детям не только запомнить слова, но и развивает фонематическое восприятие, что очень важно для чтения.
Также полезными могут быть игры, направленные на развитие слухового восприятия. Например, игра "Угадай звук", где педагог называет звук, а дети должны найти соответствующую букву на карточке. Это помогает развивать ассоциативное мышление и способствует закреплению знаний о буквах.
Для детей с дисграфией важно акцентировать внимание на развитии мелкой моторики. Упражнения, направленные на улучшение координации движений, могут включать в себя различные занятия с пластилином, рисование, вырезание фигурок. Например, игра "Собери буквы из пластилина" позволяет детям визуализировать буквы, создавая их из материала, что способствует лучшему запоминанию.
Не менее важными являются и артикуляционные упражнения. Они помогают развить четкость и ясность произношения, что является важным для формирования письменной речи. Педагог может использовать стихи и потешки, чтобы сделать занятия более увлекательными. Например, разучивание стихотворения с использованием жестов и движений поможет детям запомнить материал и развить ритмическое восприятие.
Для преодоления дисграфии можно применять методику "Письмо в воздухе". Эта техника заключается в том, что ребенок "пишет" буквы или слова в воздухе, используя руки. Это помогает ребенку почувствовать форму букв и развить моторику. Также можно использовать песок или манную крупу для письма на плоской поверхности, что добавляет элемент игры и способствует развитию осязательных ощущений.
Помимо индивидуальных упражнений, важно также работать в группе. Например, можно организовать совместные занятия, где дети будут работать над проектами, связанными с чтением и письмом. Это не только развивает навыки, но и способствует социализации и взаимодействию между детьми.
В рамках таких занятий можно использовать книги с яркими иллюстрациями, что делает процесс более увлекательным.
Не стоит забывать о регулярной обратной связи. Дети должны видеть свои достижения, даже если они кажутся незначительными. Педагог может вести журнал успехов, где будут записываться достижения каждого ребенка. Это позволяет отслеживать прогресс и создавать у детей мотивацию для дальнейшего обучения.
Важным аспектом работы с детьми с ОВЗ является взаимодействие с родителями. Учитель-дефектолог может проводить занятия для родителей, где они смогут узнать о методах работы с детьми дома. Например, можно обучить родителей, как использовать игры для развития чтения и письма в домашних условиях. Это не только помогает детям, но и укрепляет связь между домом и школой.
Создание комфортной и поддерживающей образовательной среды также является критически важным аспектом. В классе должно быть достаточно ресурсов, которые могут быть использованы для работы с детьми с дислексией и дисграфией. Это могут быть различные наглядные пособия, карточки, книги с большими буквами и яркими иллюстрациями.
Нейропсихологический подход также может быть полезен в коррекции нарушений чтения и письма. Понимание того, как работает мозг и какие функции отвечают за восприятие и обработку информации, позволяет учителю более эффективно подбирать методы и средства обучения. Например, использование визуальных, аудиальных и кинестетических методов позволяет охватить разные типы восприятия, что способствует лучшему усвоению материала.
Таким образом, коррекция нарушений письма и чтения у детей с ОВЗ требует комплексного и индивидуализированного подхода. Использование разнообразных методик и упражнений, акцент на развитии мотивации и взаимодействии с родителями могут значительно улучшить результаты обучения. Работая в этом направлении, педагог-дефектолог способствует созданию условий, при которых дети с дислексией и дисграфией смогут достигать успехов, развивать уверенность в себе и получать удовольствие от процесса обучения.
Список литературы
1. Будагаева А.Г. Развитие звукобуквенного анализа в процессе коррекции письменной речи у младших школьников // Практическая дефектология.- 2017.-№ 4 (12).-с. 75
2. Назаренко В.В. "Будем внимательны!" Работа логопеда по развитию произвольного внимания на занятиях по коррекции письма у младших школьников с нарушением письма // Практическая дефектология.-2019.-№ 8 (12).- с. 26
3. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Логинова ; под ред. Л. С. Волковой. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 208 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат