Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Дифференцированный подход к обучению: методики работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Работа №72688

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Дифференцированный подход к обучению: методики работы с детьми с особыми образовательными потребностями
Работа:

Дифференцированный подход к обучению: методики работы с детьми с особыми образовательными потребностями

 

Тоцкая Светлана Александровна, учитель-дефектолог

МАОУ СОШ № 142 г. Екатеринбург

 

Аннотация.   Дифференцированный подход к обучению представляет собой важный аспект работы учителей-дефектологов с детьми с особыми образовательными потребностями. В данной статье рассматриваются основные принципы дифференциации обучения, ее значение для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и примеры эффективных методик, которые помогают адаптировать образовательный процесс к индивидуальным нуждам каждого ребенка. Описываются практические занятия и упражнения, которые способствуют развитию ключевых навыков у учеников, а также создают положительную атмосферу для обучения.

Ключевые слова: дифференцированный подход, особые образовательные потребности, дети с ОВЗ, педагог-дефектолог, методики, адаптация, обучение.

 

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями требует от учителей-дефектологов не только профессиональных знаний, но и умения адаптировать свои методики в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ученика. Дифференцированный подход к обучению является одним из наиболее эффективных способов достижения успешных результатов в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот подход учитывает различия в обучении, мотивации и восприятии информации, что позволяет создавать условия, способствующие полноценному развитию каждого ребенка.

В основе дифференцированного подхода лежит понимание того, что дети могут иметь разные стили обучения, темпы усвоения материала и уровни подготовки. Например, один ребенок может лучше воспринимать информацию через зрительные образы, тогда как другой лучше усваивает материал через слуховые или кинестетические методы. Чтобы учитель мог эффективно использовать эти различия, необходимо предварительное обследование и диагностика каждого ученика. Это поможет определить его сильные и слабые стороны, а также предпочтительные методы обучения.

Одним из первых шагов в применении дифференцированного подхода является создание индивидуальных учебных планов. Например, для ребенка с дислексией можно акцентировать внимание на использовании визуальных материалов: карточек с картинками и словосочетаниями, которые помогут ребенку связывать текст с изображением. Занятия могут включать чтение и обсуждение книг с крупными шрифтами и яркими иллюстрациями, что делает процесс более увлекательным и доступным.

Важно также учитывать темп усвоения материала. Если один ученик быстро справляется с заданиями, можно предложить ему более сложные задачи, например, задание на сочинение небольшого рассказа, в то время как другой ребенок может работать над улучшением своих навыков чтения и письма с помощью простых заданий, таких как составление предложений из картинок.

Кроме того, в дифференцированном подходе важно внедрение разнообразных форм работы. Групповая работа может стать отличным инструментом для развития социальных навыков. Например, организовав работу в малых группах, учитель может предложить детям создать проект на тему, интересующую их. Это может быть создание плаката о животных или составление небольшой книги с иллюстрациями. В процессе работы дети учатся делиться мнениями, слушать друг друга и принимать решения совместно.

Методика "Обучение через игру" также хорошо вписывается в концепцию дифференциации. Игры помогают создать расслабленную атмосферу, способствующую обучению. Например, игра "Кто я?" может помочь детям развивать навыки коммуникации и усваивать новую лексику. В этой игре дети берут карточки с изображениями различных животных и по очереди задают друг другу вопросы, чтобы угадать, кто они. Эта форма обучения делает процесс увлекательным и способствует развитию познавательной активности.

При работе с детьми, имеющими трудности в обучении, важно использовать тактильные и визуальные материалы. Например, для детей с нарушениями слуха можно использовать буквы из бумаги, которые они могут прикоснуться и ощутить, изучая форму каждой буквы. Это помогает им лучше запомнить материал. Также можно использовать цветные маркеры и фломастеры для выделения ключевых слов в тексте, что способствует лучшему восприятию информации.

Необходимо также обращать внимание на эмоциональное состояние детей. Создание положительного эмоционального фона в классе способствует лучшему усвоению материала. Педагог может проводить короткие медитации или дыхательные упражнения перед началом занятия, чтобы помочь детям настроиться на учебный процесс. Например, можно предложить детям закрыть глаза и представить, как они находятся в спокойном и уютном месте, что поможет им расслабиться и сосредоточиться на учебе.

Кроме того, учитель-дефектолог должен активно взаимодействовать с родителями. Совместная работа с семьей может значительно повысить эффективность обучения. Важно информировать родителей о методах и подходах, которые применяются в школе, и предлагать им простые задания для выполнения дома. Например, родители могут проводить игры с буквами и словами в свободное время, что поможет ребенку закрепить навыки, полученные на занятиях.

Эффективным способом внедрения дифференцированного подхода является использование технологий. Существует множество приложений и программ, которые могут помочь детям с ОВЗ. Например, интерактивные платформы для обучения чтению и письму могут предложить адаптированные задания, соответствующие уровню подготовки ребенка. Использование мультимедиа в обучении помогает заинтересовать детей и сделать процесс более интерактивным.

Применение дифференцированного подхода также подразумевает постоянную оценку и мониторинг учебных достижений. Учитель должен регулярно проверять прогресс каждого ученика и при необходимости корректировать индивидуальные планы обучения. Это поможет выявить области, в которых ребенок испытывает трудности, и предложить соответствующую помощь. Например, если ученик начинает отставать в чтении, можно предложить ему дополнительные занятия или ресурсы для самостоятельной работы.

В заключение, дифференцированный подход к обучению является важным инструментом в работе учителей-дефектологов с детьми с особыми образовательными потребностями. Понимание индивидуальных особенностей каждого ребенка, использование разнообразных методик и форм работы, а также взаимодействие с родителями создают условия для успешного обучения и развития детей с ОВЗ. Такой подход не только способствует лучшему усвоению материала, но и помогает формировать у детей уверенность в своих силах, что является важным шагом на пути к их социальной адаптации и успешной жизни.

 

Список литературы

 

1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ». Методическое пособие. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2018

2. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. [Электронный ресурс] / под общей ред. Н. Н. Малофеева. – М. : ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. – 120 с.

3. Мустафина Л. Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 164-166.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×