Использование игровых технологий для развития письма у детей с ОВЗ
Груздева Ирина Владимировна, учитель-логопед
МБОУ СОШ «Новая Эра»
Аннотация. В статье рассматривается использование игровых технологий для развития письма у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школьной практике. Описаны основные особенности обучения письму таких детей и предложены методы, способствующие формированию навыков письма через игру. Приведены примеры упражнений и игровых заданий, которые помогают повысить мотивацию к обучению и улучшают письмо у детей с различными речевыми и когнитивными нарушениями.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, письмо, игровые технологии, логопедическая работа, развитие письма, игровые упражнения.
Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — одно из важных направлений современной логопедической практики. С учетом особенностей развития детей с ОВЗ, традиционные методы обучения письму часто оказываются недостаточно эффективными. Дети могут испытывать трудности с концентрацией внимания, скоординированной работой руки и глаза, запоминанием графических образов букв. В связи с этим внедрение игровых технологий позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и доступным, снимая стресс и повышая интерес ребенка к письму.
Игровые технологии позволяют соединить процесс обучения с элементами игры, что делает его менее напряженным для детей с ОВЗ. Играя, дети быстрее усваивают новые знания, так как игровой контекст создает эмоциональный подъем, способствует мотивации и интересу к обучению. Один из первых шагов в развитии письма — это работа над мелкой моторикой, которая является базовой для освоения навыков письма. Для этого могут использоваться различные игры с крупными и мелкими предметами. Например, дети могут составлять буквы из элементов конструктора или выкладывать буквы из песка. Такие игры помогают развить ловкость пальцев и подготовить руку к письму.
Одним из ключевых методов является использование упражнений на графомоторную координацию, которые можно внедрить в игровую форму. Для детей с ОВЗ полезно проводить задания на обведение контуров букв или предметов, например, с помощью цветных карандашей или маркеров. Это задание можно превратить в увлекательное приключение, предложив ребенку «помочь зверям найти дорогу домой», проводя линии по контурам лабиринта. При этом ребенок не просто тренирует движение руки, но и учится ориентироваться на листе бумаги, что важно для написания букв и слов.
Также популярным и эффективным методом является использование сенсорных игр для подготовки к письму. Например, можно предложить детям рисовать буквы на песке или манной крупе, что помогает активировать тактильные ощущения и улучшить запоминание формы букв. Сенсорные игры не только развивают навыки письма, но и стимулируют работу мозга, отвечающую за восприятие и обработку информации. Дети, которые могут испытывать трудности с запоминанием и воспроизведением букв, легче справляются с этими задачами, когда подключены различные органы чувств.
Игровые технологии позволяют внедрить также ролевые игры, где письмо становится частью игрового процесса. Например, можно предложить ребенку стать «почтальоном», который должен написать и доставить письма. В ходе такой игры ребенок тренирует написание букв, слов и предложений, не замечая, что это учебная деятельность. Важно, чтобы задания были достаточно простыми и интересными для ребенка, что помогает снизить тревожность и страх перед ошибками. Дети с ОВЗ часто испытывают трудности с самоконтролем и могут бояться делать ошибки, поэтому игровые ситуации помогают создать комфортную среду, где нет жестких оценок.
Кроме того, полезным инструментом в развитии письма являются различные интерактивные игры с использованием компьютерных технологий. Специальные обучающие программы и приложения позволяют тренировать написание букв, слов и предложений через игру. Такие игры обычно яркие, динамичные и направлены на постепенное освоение навыков письма. Например, ребенок может играть в игру, где нужно помочь герою собрать буквы, правильно их написать или расставить по порядку. Этот метод особенно эффективен для детей, у которых преобладает визуальное восприятие информации, так как они могут видеть и исправлять свои ошибки в режиме реального времени.
Игровая технология «словарные кубики» — это еще один интересный метод, направленный на развитие письма и обогащение словарного запаса. Кубики с буквами или слогами можно использовать для составления слов. Например, ребенок может «собирать» слова из предложенных кубиков, а затем записывать их в тетрадь. Такая игра тренирует не только навыки письма, но и внимание, зрительное восприятие и мышление. В процессе работы логопед может варьировать уровень сложности, добавляя новые буквы или сложные слова.
Использование картинок и иллюстраций также может стать частью игровой технологии для развития письма. Логопед может предложить ребенку игру «Подпиши картинку», где ребенку нужно составить подписи к изображениям предметов или ситуаций. Такой прием не только тренирует письмо, но и развивает связную речь и мышление. Например, ребенку показывают картинку с изображением котенка, и он должен записать слово «котенок» или составить предложение «Котенок играет с мячом». Важным моментом в этих заданиях является использование наглядности, что облегчает процесс понимания и написания.
Также эффективно использование музыки и ритма в обучении письму. Например, можно организовать игру, где дети пишут буквы под музыку или повторяют ритмические движения руками, а затем рисуют или пишут буквы на бумаге. Это помогает развить координацию и плавность движений, необходимых для письма. Музыкально-ритмические игры способствуют снижению напряжения и стрессов, связанных с трудностями письма, что особенно важно для детей с ОВЗ.
Таким образом, игровые технологии играют важную роль в развитии письма у детей с ОВЗ. Они позволяют сделать процесс обучения более увлекательным, поддерживают мотивацию и способствуют активному вовлечению ребенка в учебную деятельность. Использование игр, сенсорных и ролевых упражнений помогает не только развивать графомоторные навыки, но и создавать благоприятную среду
Список литературы
Авдонина
Т.Б.
, Гурьева
Д.Х.
Инновационные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Архивариус. 2020. №3 (48).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Аристова Т. А. Коррекция нарушений письменной речи.
Учебнометодическое
пособие. СПб
. :
Каро
, 2019. 208 с.
Ишимова
, О. А. Логопедическая работа в школе / О.А.
Ишимова
, О.А. Бондарчук. - М.: Просве
щение, 2018. - 176 c.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат