Роль патриотического воспитания в формировании гражданской идентичности школьников
Гайтан Наталья Ивановна, педагог-организатор
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8 имени В.С. Бойко городского округа Мариуполь»
Донецкой Народной Республики
Аннотация. В статье рассматривается важность патриотического воспитания в контексте формирования гражданской идентичности школьников. Обсуждаются основные аспекты патриотического воспитания, его методы и формы, а также влияние на развитие социально активной личности. Приводятся примеры эффективных практик и мероприятий, направленных на укрепление патриотических чувств у обучающихся и формирование их гражданской ответственности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданская идентичность, школьники, социальная активность, гражданская ответственность, образовательные мероприятия.
Патриотическое воспитание играет важную роль в формировании гражданской идентичности школьников, поскольку оно помогает развивать у них чувство принадлежности к своей стране и её культуре, осознанное отношение к историческому наследию и традициям. В современных условиях, когда глобализация и развитие технологий оказывают значительное влияние на молодежь, важность патриотического воспитания возрастает. Оно становится неотъемлемой частью образовательного процесса, направленного на формирование социально активной, ответственной и инициативной личности.
Основной задачей патриотического воспитания является не только привитие любви к Родине, но и формирование активной гражданской позиции у школьников. Это требует от педагогов использования различных методов и форм работы, способствующих развитию патриотических чувств и гражданской идентичности. Важным элементом этого процесса является интеграция патриотического воспитания в учебный процесс, а также в дополнительную образовательную деятельность.
Одним из эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность. Создание проектов, посвященных историческим событиям, культурному наследию или экологии своей страны, позволяет школьникам самостоятельно исследовать важные темы и углублять свои знания о Родине. Например, ученики могут разработать проект о выдающихся личностях своей страны, который включает в себя исследования, презентации и выставки. Такой подход не только помогает углубить знания, но и развивает навыки работы в команде, критического мышления и креативности.
Еще одним важным направлением является организация экскурсий и выездных мероприятий. Поездки в исторические места, музеи, на мемориалы и памятники способствуют формированию у школьников чувства гордости за свою страну и ее достижения. Примеры успешных мероприятий включают в себя посещение мемориалов, связанных с Великой Отечественной войной, где обучающиеся могут не только узнать о прошлом, но и поучаствовать в мероприятиях, посвященных Дню Победы. Такие экскурсии помогают развивать у детей эмоциональную связь с историей, а также понимание важности сохранения памяти о тех, кто отдал свои жизни за свободу и независимость страны.
Культурные мероприятия, такие как праздники, конкурсы и фестивали, также играют значительную роль в патриотическом воспитании. Организация таких событий может стать отличной возможностью для школьников продемонстрировать свои таланты, связанные с культурным наследием своей страны. Например, проведение фестиваля национальной культуры, где учащиеся могут представить свои традиции, костюмы и блюда, помогает укрепить чувство гордости за свою культуру и ее многообразие. Такие мероприятия не только развивают креативность, но и способствуют взаимопониманию и уважению среди разных культур и национальностей.
Особое внимание следует уделить работе с родителями и семьей. Взаимодействие с родителями и вовлечение их в процесс патриотического воспитания способствует созданию единого подхода к формированию гражданской идентичности у детей. Примеры успешных практик включают в себя проведение семейных мероприятий, таких как «Семейный день патриотизма», где родители могут вместе с детьми участвовать в конкурсах и викторинах, посвященных истории и культуре своей страны. Это помогает укрепить связи внутри семьи и формировать общие ценности, связанные с патриотизмом.
Также важно развивать у школьников гражданскую ответственность и активное участие в жизни общества. Организация волонтерских акций и проектов по благоустройству окружающей среды, участие в социальных инициативах и мероприятиях, направленных на помощь нуждающимся, формирует у детей чувство ответственности за свою страну и общество. Например, участие в волонтерских движениях, таких как помощь в детских домах или организация субботников по очистке парка, не только способствует развитию социальных навыков, но и помогает осознать значимость своего вклада в общее дело.
Важным аспектом патриотического воспитания является использование современных технологий и медиа. В условиях цифровой эпохи, активное использование интернета и социальных сетей может стать эффективным инструментом для популяризации патриотических ценностей. Создание блогов, видеороликов, подкастов о важных событиях в истории страны и ее культуре позволяет школьникам выражать свои мысли и делиться ими с окружающими. Это также помогает развивать навыки медийной грамотности и критического мышления.
Таким образом, патриотическое воспитание является неотъемлемой частью формирования гражданской идентичности школьников. Использование разнообразных методов и форм работы, таких как проектная деятельность, экскурсии, культурные мероприятия и волонтерство, способствует развитию у детей чувства гордости за свою страну, активной гражданской позиции и социально ответственной личности. Важно, чтобы патриотическое воспитание стало не просто элементом образовательного процесса, а частью жизни каждого школьника, формируя его как личность, готовую внести свой вклад в будущее своей страны.
Список литературы
Богомолова
А.В.
, Пикалова
О.С.
, Найденова
Е.А.
Формирование гражданской идентичности молодого поколения: результаты анализа
фокус-групп
с педагогическим сообществом // Общество: социология, психология, педагогика. 2024.
№1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-molodogo-pokoleniya-rezultaty-analiza-fokus-grupp-s-pedagogicheskim-soobschestvom
Буранок
С.О.
Г
ражданская идентичность и история: результаты всероссийского опроса школьников //
ПНиО
. 2022. №2 (56).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-identichnost-i-istoriya-rezultaty-vserossiyskogo-oprosa-shkolnikov
Магомедов
Д.З.
Современные технологии формирования общероссийской идентичности // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2018.
№1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-formirovaniya-obscherossiyskoy-identichnosti
Милюгина
Е.Г., Шмаков Е.С.
Р
егиональный общественный блог как педагогический ресурс формирования гражданской идентичности
школьников // Нижегородское образование. 2020.
№4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-obschestvennyy-blog-kak-pedagogicheskiy-resurs-formirovaniya-grazhdanskoy-identichnosti-shkolnikov
Чухин
С.Г.
,
Чухина
Е.В.
К
онцептуально-содержательный уровень
проектирования социокультурной обусловленности формирования гражданской идентичности школьников
// Вестник ОГУ. 2022. №4 (236).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualno-soderzhatelnyy-uroven-proektirovaniya-sotsiokulturnoy-obuslovlennosti-formirovaniya-grazhdanskoy-identichnosti
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат