Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Организация индивидуальной и групповой логопедической работы в ДОУ . Работа №72722

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Организация индивидуальной и групповой логопедической работы в ДОУ
Работа:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ

 

Страхова Марина Николаевна, учитель-логопед

МКОУ Киреевский ЦО 2 детский сад Лучик, Тульская область

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации индивидуальной и групповой логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Проанализированы основные принципы и задачи логопедической работы, представлена специфика индивидуальных и групповых занятий. Описаны этапы организации логопедической работы, ключевые методики и техники, используемые в коррекционной практике. Особое внимание уделено эффективным формам взаимодействия логопеда с детьми, педагогами и родителями.

Ключевые слова: логопедия, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), индивидуальная работа, групповая работа, речевые нарушения, коррекционная работа, развитие речи, дошкольники.

 

Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) занимает важное место в системе ранней коррекции речевых нарушений у детей. На этапе дошкольного детства закладываются основы речевого развития, от которых зависит успешность школьного обучения и социализации ребенка в будущем. В современных условиях логопеды сталкиваются с необходимостью комплексного подхода к коррекции речи, что включает в себя как индивидуальные занятия, так и работу в малых группах. При этом каждая форма работы имеет свои особенности, достоинства и задачи.

 

Логопедическая работа в ДОУ направлена на раннюю диагностику, профилактику и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Основные задачи работы включают:

- Формирование правильного звукопроизношения.

- Развитие фонематического слуха.

- Увеличение словарного запаса и развитие связной речи.

- Коррекция нарушений грамматического строя речи.

- Развитие коммуникативных навыков и формирование уверенности в речевом общении.

Для достижения этих задач логопеды используют различные формы организации работы, среди которых наиболее распространенными являются индивидуальные и групповые занятия. Их сочетание позволяет учитывать особенности каждого ребенка и обеспечивать индивидуальный подход, а также развивать коммуникативные и социальные навыки в коллективе.

Индивидуальные занятия с логопедом — это форма работы, направленная на решение конкретных речевых проблем одного ребёнка. Такой подход особенно важен для детей с тяжелыми нарушениями речи, когда требуется более глубокая коррекционная работа.

Индивидуальная работа позволяет логопеду:

- Уделять всё внимание одному ребенку, что способствует созданию доверительной атмосферы.

- Гибко подбирать методы и приемы коррекционной работы, исходя из уровня речевого развития ребенка и особенностей его личности.

- Оперировать личным темпом работы, что особенно важно при коррекции глубоких речевых нарушений (например, при заикании, общем недоразвитии речи или дезартрии).

Этапы организации индивидуальных занятий

Организация индивидуальных занятий в ДОУ включает несколько ключевых этапов:

- Диагностика. На этом этапе логопед проводит первичное обследование речи ребенка с целью выявления речевых нарушений. Диагностика включает тестирование звукопроизношения, фонематического слуха, состояния лексико-грамматической стороны речи и связной речи.

- Планирование работы. На основе диагностики логопед составляет индивидуальный план коррекционной работы. В этом плане учитываются возрастные особенности ребенка, уровень речевого развития, характер нарушений.

- Коррекционная работа. Этот этап включает непосредственно занятия, направленные на исправление выявленных речевых нарушений. Важно, чтобы занятия были не только продуктивными, но и интересными для ребенка, что помогает поддерживать его мотивацию.

- Контроль и оценка результатов. В ходе регулярного наблюдения логопед оценивает успехи ребенка и корректирует программу занятий по мере необходимости.

Для индивидуальной работы логопед использует различные методики и приемы, которые позволяют воздействовать на разные аспекты речевой деятельности. В арсенале логопеда могут быть:

- Артикуляционная гимнастика для развития моторики речевого аппарата.

- Звуковые упражнения на постановку и автоматизацию звуков.

- Лексико-грамматические игры для расширения словарного запаса и формирования грамматически правильной речи.

- Упражнения на развитие связной речи (пересказ, составление рассказов по картинкам и т.д.).

Индивидуальная работа даёт логопеду возможность гибко изменять и адаптировать занятия под нужды ребенка, что является одним из главных её преимуществ.

Групповые занятия с логопедом организуются для нескольких детей одновременно и имеют свои уникальные задачи и подходы. Обычно группы формируются из детей с похожими речевыми нарушениями, что позволяет эффективно организовать процесс коррекции речи в коллективе.

Групповые занятия имеют ряд важных преимуществ:

- Развитие коммуникативных навыков. В группе дети учатся взаимодействовать друг с другом, что способствует развитию их речевых и социальных навыков.

- Формирование мотивации. В группе дети, наблюдая за успехами других, стремятся к самосовершенствованию, что стимулирует их активность на занятиях.

- Игра как метод обучения. Групповые занятия часто проводятся в игровой форме, что делает процесс обучения увлекательным и помогает детям легче осваивать речевые навыки.

Групповые занятия организуются по следующей схеме:

- Формирование группы. Группы формируются на основе возрастных особенностей и уровня речевого развития детей. Как правило, в группу включаются 4-6 детей с аналогичными речевыми проблемами.

- Планирование занятия. Логопед планирует занятие таким образом, чтобы оно соответствовало целям коррекции для всех участников группы. Занятия могут включать работу над звукопроизношением, развитие лексико-грамматической стороны речи, упражнения на развитие связной речи.

- Взаимодействие детей в группе. Важной задачей групповых занятий является создание условий для активного взаимодействия детей. Это могут быть ролевые игры, диалоги, инсценировки сказок и других ситуаций, что помогает развивать коммуникативные навыки.

В групповой работе с детьми дошкольного возраста активно используются игровые методы и упражнения на развитие речевых навыков. Наиболее распространёнными являются:

- Игротерапия. Игры с элементами речевого взаимодействия способствуют не только улучшению речи, но и развитию социальных навыков. Например, игры на роль могут помочь детям справиться с коммуникативными трудностями.

- Театрализация. Инсценировка сказок и историй является эффективным методом развития речи и коммуникативных навыков. Дети учатся выражать свои мысли, вступать в диалоги, выстраивать речевые конструкции.

- Коллективные игры. В таких играх дети тренируются взаимодействовать, выполнять коллективные задачи, что способствует развитию как речевых, так и социальных умений.

Индивидуальная и групповая логопедическая работа имеют разные цели и задачи, и в зависимости от ситуации логопед может выбирать ту или иную форму работы. Важно понимать, что обе формы коррекционной деятельности дополняют друг друга.

Сравнительные преимущества

- Индивидуальная работа эффективна при глубоком нарушении речи, так как логопед может сосредоточиться на конкретной проблеме ребенка и предложить более специализированные упражнения.

- Групповая работа, в свою очередь, развивает коммуникативные навыки, что важно для детей с умеренными речевыми нарушениями. В группе дети могут учиться не только у логопеда, но и друг у друга, наблюдая за успехами сверстников.

Комплексный подход

На практике часто используется комплексный подход, который включает как индивидуальные, так и групповые занятия. Это позволяет охватывать все аспекты речевого и социального развития ребенка. Индивидуальные занятия позволяют решать более сложные речевые задачи, а групповые занятия — развивать коммуникативные навыки и уверенность в общении.

Взаимодействие логопеда с педагогами и родителями.

Эффективность логопедической работы в ДОУ во многом зависит от взаимодействия с другими участниками образовательного процесса: педагогами и родителями.

1 Сотрудничество с педагогами

Педагоги группы являются важными помощниками логопеда, так как они проводят большую часть времени с детьми и могут поддерживать работу по развитию речи в повседневных ситуациях. Важно проводить регулярные консультации с педагогами, чтобы совместно вырабатывать методы поддержки ребенка в повседневной деятельности.

2 Взаимодействие с родителями. Родители также играют важную роль в коррекционной работе. Логопед должен информировать родителей о результатах работы, давать рекомендации по выполнению домашних заданий, а также обучать их методам, которые они могут использовать для развития речи ребенка дома.

В заключение можно отметить, что организация индивидуальной и групповой логопедической работы в ДОУ требует комплексного подхода, который учитывает как речевые, так и эмоционально-социальные потребности ребенка. Индивидуальные занятия позволяют глубже прорабатывать речевые проблемы, в то время как групповые занятия способствуют развитию коммуникативных навыков. Сочетание этих форм работы, а также активное взаимодействие с педагогами и родителями, обеспечивают наибольшую эффективность логопедической помощи детям дошкольного возраста.

 

Список литература

1. Нищева, Н.В. «Примерная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», 2012.

2.Филичева, Т.Б. Коррекционная программа: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др. - М.: Просвещение. 2018.

3.Ящук Е.В. Организация индивидуальных занятий с детьми по заданию учителя-логопеда. Практические рекомендации для педагогов/ Симферополь, 2021.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×