ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ
Страхова Марина Николаевна, учитель-логопед
МКОУ Киреевский ЦО 2 детский сад Лучик, Тульская область
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации индивидуальной и групповой логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Проанализированы основные принципы и задачи логопедической работы, представлена специфика индивидуальных и групповых занятий. Описаны этапы организации логопедической работы, ключевые методики и техники, используемые в коррекционной практике. Особое внимание уделено эффективным формам взаимодействия логопеда с детьми, педагогами и родителями.
Ключевые слова: логопедия, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), индивидуальная работа, групповая работа, речевые нарушения, коррекционная работа, развитие речи, дошкольники.
Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) занимает важное место в системе ранней коррекции речевых нарушений у детей. На этапе дошкольного детства закладываются основы речевого развития, от которых зависит успешность школьного обучения и социализации ребенка в будущем. В современных условиях логопеды сталкиваются с необходимостью комплексного подхода к коррекции речи, что включает в себя как индивидуальные занятия, так и работу в малых группах. При этом каждая форма работы имеет свои особенности, достоинства и задачи.
Логопедическая работа в ДОУ направлена на раннюю диагностику, профилактику и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Основные задачи работы включают:
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Развитие фонематического слуха.
- Увеличение словарного запаса и развитие связной речи.
- Коррекция нарушений грамматического строя речи.
- Развитие коммуникативных навыков и формирование уверенности в речевом общении.
Для достижения этих задач логопеды используют различные формы организации работы, среди которых наиболее распространенными являются индивидуальные и групповые занятия. Их сочетание позволяет учитывать особенности каждого ребенка и обеспечивать индивидуальный подход, а также развивать коммуникативные и социальные навыки в коллективе.
Индивидуальные занятия с логопедом — это форма работы, направленная на решение конкретных речевых проблем одного ребёнка. Такой подход особенно важен для детей с тяжелыми нарушениями речи, когда требуется более глубокая коррекционная работа.
Индивидуальная работа позволяет логопеду:
- Уделять всё внимание одному ребенку, что способствует созданию доверительной атмосферы.
- Гибко подбирать методы и приемы коррекционной работы, исходя из уровня речевого развития ребенка и особенностей его личности.
- Оперировать личным темпом работы, что особенно важно при коррекции глубоких речевых нарушений (например, при заикании, общем недоразвитии речи или дезартрии).
Этапы организации индивидуальных занятий
Организация индивидуальных занятий в ДОУ включает несколько ключевых этапов:
- Диагностика. На этом этапе логопед проводит первичное обследование речи ребенка с целью выявления речевых нарушений. Диагностика включает тестирование звукопроизношения, фонематического слуха, состояния лексико-грамматической стороны речи и связной речи.
- Планирование работы. На основе диагностики логопед составляет индивидуальный план коррекционной работы. В этом плане учитываются возрастные особенности ребенка, уровень речевого развития, характер нарушений.
- Коррекционная работа. Этот этап включает непосредственно занятия, направленные на исправление выявленных речевых нарушений. Важно, чтобы занятия были не только продуктивными, но и интересными для ребенка, что помогает поддерживать его мотивацию.
- Контроль и оценка результатов. В ходе регулярного наблюдения логопед оценивает успехи ребенка и корректирует программу занятий по мере необходимости.
Для индивидуальной работы логопед использует различные методики и приемы, которые позволяют воздействовать на разные аспекты речевой деятельности. В арсенале логопеда могут быть:
- Артикуляционная гимнастика для развития моторики речевого аппарата.
- Звуковые упражнения на постановку и автоматизацию звуков.
- Лексико-грамматические игры для расширения словарного запаса и формирования грамматически правильной речи.
- Упражнения на развитие связной речи (пересказ, составление рассказов по картинкам и т.д.).
Индивидуальная работа даёт логопеду возможность гибко изменять и адаптировать занятия под нужды ребенка, что является одним из главных её преимуществ.
Групповые занятия с логопедом организуются для нескольких детей одновременно и имеют свои уникальные задачи и подходы. Обычно группы формируются из детей с похожими речевыми нарушениями, что позволяет эффективно организовать процесс коррекции речи в коллективе.
Групповые занятия имеют ряд важных преимуществ:
- Развитие коммуникативных навыков. В группе дети учатся взаимодействовать друг с другом, что способствует развитию их речевых и социальных навыков.
- Формирование мотивации. В группе дети, наблюдая за успехами других, стремятся к самосовершенствованию, что стимулирует их активность на занятиях.
- Игра как метод обучения. Групповые занятия часто проводятся в игровой форме, что делает процесс обучения увлекательным и помогает детям легче осваивать речевые навыки.
Групповые занятия организуются по следующей схеме:
- Формирование группы. Группы формируются на основе возрастных особенностей и уровня речевого развития детей. Как правило, в группу включаются 4-6 детей с аналогичными речевыми проблемами.
- Планирование занятия. Логопед планирует занятие таким образом, чтобы оно соответствовало целям коррекции для всех участников группы. Занятия могут включать работу над звукопроизношением, развитие лексико-грамматической стороны речи, упражнения на развитие связной речи.
- Взаимодействие детей в группе. Важной задачей групповых занятий является создание условий для активного взаимодействия детей. Это могут быть ролевые игры, диалоги, инсценировки сказок и других ситуаций, что помогает развивать коммуникативные навыки.
В групповой работе с детьми дошкольного возраста активно используются игровые методы и упражнения на развитие речевых навыков. Наиболее распространёнными являются:
- Игротерапия. Игры с элементами речевого взаимодействия способствуют не только улучшению речи, но и развитию социальных навыков. Например, игры на роль могут помочь детям справиться с коммуникативными трудностями.
- Театрализация. Инсценировка сказок и историй является эффективным методом развития речи и коммуникативных навыков. Дети учатся выражать свои мысли, вступать в диалоги, выстраивать речевые конструкции.
- Коллективные игры. В таких играх дети тренируются взаимодействовать, выполнять коллективные задачи, что способствует развитию как речевых, так и социальных умений.
Индивидуальная и групповая логопедическая работа имеют разные цели и задачи, и в зависимости от ситуации логопед может выбирать ту или иную форму работы. Важно понимать, что обе формы коррекционной деятельности дополняют друг друга.
Сравнительные преимущества
- Индивидуальная работа эффективна при глубоком нарушении речи, так как логопед может сосредоточиться на конкретной проблеме ребенка и предложить более специализированные упражнения.
- Групповая работа, в свою очередь, развивает коммуникативные навыки, что важно для детей с умеренными речевыми нарушениями. В группе дети могут учиться не только у логопеда, но и друг у друга, наблюдая за успехами сверстников.
Комплексный подход
На практике часто используется комплексный подход, который включает как индивидуальные, так и групповые занятия. Это позволяет охватывать все аспекты речевого и социального развития ребенка. Индивидуальные занятия позволяют решать более сложные речевые задачи, а групповые занятия — развивать коммуникативные навыки и уверенность в общении.
Взаимодействие логопеда с педагогами и родителями.
Эффективность логопедической работы в ДОУ во многом зависит от взаимодействия с другими участниками образовательного процесса: педагогами и родителями.
1 Сотрудничество с педагогами
Педагоги группы являются важными помощниками логопеда, так как они проводят большую часть времени с детьми и могут поддерживать работу по развитию речи в повседневных ситуациях. Важно проводить регулярные консультации с педагогами, чтобы совместно вырабатывать методы поддержки ребенка в повседневной деятельности.
2 Взаимодействие с родителями. Родители также играют важную роль в коррекционной работе. Логопед должен информировать родителей о результатах работы, давать рекомендации по выполнению домашних заданий, а также обучать их методам, которые они могут использовать для развития речи ребенка дома.
В заключение можно отметить, что организация индивидуальной и групповой логопедической работы в ДОУ требует комплексного подхода, который учитывает как речевые, так и эмоционально-социальные потребности ребенка. Индивидуальные занятия позволяют глубже прорабатывать речевые проблемы, в то время как групповые занятия способствуют развитию коммуникативных навыков. Сочетание этих форм работы, а также активное взаимодействие с педагогами и родителями, обеспечивают наибольшую эффективность логопедической помощи детям дошкольного возраста.
Список литература
1. Нищева, Н.В. «Примерная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», 2012.
2.Филичева, Т.Б. Коррекционная программа: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др. - М.: Просвещение. – 2018.
3.Ящук Е.В. Организация индивидуальных занятий с детьми по заданию учителя-логопеда. Практические рекомендации для педагогов/ Симферополь, 2021.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат