Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Актуальность развития связной речи у старших дошкольников. Работа №72723

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Актуальность развития связной речи у старших дошкольников
Работа:

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Страхова Марина Николаевна, учитель-логопед МКОУ Киреевский ЦО 2 детский сад Лучик, Тульская область

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальность развития связной речи у старших дошкольников, так как именно на этом этапе происходит формирование важных речевых навыков, необходимых для успешного обучения в школе и дальнейшего общения. Особое внимание уделено анализу факторов, влияющих на развитие связной речи, таких как фонематическое восприятие, лексико-грамматические навыки и уровень социализации. Описаны методы и приемы, которые могут использоваться педагогами и логопедами для эффективной работы в данном направлении. Также затронута проблема задержки речевого развития и её влияние на успешность ребёнка в школьные годы.

Ключевые слова: связная речь, дошкольники, старший дошкольный возраст, развитие речи, речевые навыки, задержка речевого развития, логопедическая работа.

 

Развитие связной речи у старших дошкольников является одной из ключевых задач дошкольного образования. Связанная речь играет важную роль в развитии мышления, формировании социальных и коммуникативных навыков, а также подготовке детей к школе. Связная речь — это способность ребенка последовательно и логично выражать свои мысли, строить повествование, описывать события и взаимодействовать с окружающими.

Проблемы в развитии связной речи могут негативно сказаться на успеваемости ребенка в школе, его самооценке и социальном взаимодействии. Поэтому педагоги и логопеды должны уделять особое внимание формированию этих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Связная речь является основой для успешного овладения школьными навыками. Важно понимать, что речь — это не только средство общения, но и инструмент мышления. Через речь ребёнок учится анализировать, обобщать, планировать действия, что важно для развития когнитивных способностей.

Связная речь неразрывно связана с когнитивным развитием ребёнка. Способность описывать события, последовательно излагать свои мысли способствует развитию таких навыков, как память, внимание, логическое мышление. Эти когнитивные процессы важны не только для речевого развития, но и для общей интеллектуальной готовности к школе.

Кроме того, речь — это основной способ взаимодействия с окружающими. Развитие связной речи помогает детям лучше понимать и передавать информацию, что положительно сказывается на их коммуникативных навыках. Важно, чтобы ребёнок не только мог говорить, но и умел грамотно строить диалоги, выражать свои мысли ясно и последовательно.

Овладение навыками связной речи к концу дошкольного возраста — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе. В первом классе дети сталкиваются с необходимостью усваивать и пересказывать информацию, читать и писать, что напрямую связано с уровнем развития связной речи. Если ребёнок не умеет последовательно излагать свои мысли, ему будет сложно справляться с учебными задачами.

Задержки в развитии связной речи могут привести к трудностям в обучении чтению и письму, возникновению проблем с пониманием учебного материала и выполнением домашних заданий. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на мотивации к обучению и социальной адаптации в классе.

 

Связная речь развивается под влиянием множества факторов, как внешних, так и внутренних. Задача педагога и логопеда — учитывать эти факторы при организации коррекционно-развивающей работы с детьми.

1 Речевые способности и фонематическое восприятие

Одним из ключевых факторов, влияющих на развитие связной речи, является фонематическое восприятие — способность различать и осознавать звуки речи. Без сформированного фонематического слуха ребёнок может испытывать трудности в произношении звуков, что, в свою очередь, затрудняет развитие связной речи. Правильное восприятие звуков речи помогает ребёнку правильно строить слова, предложения и фразы, что способствует улучшению связной речи.

Развитие фонематического восприятия необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, и на этом этапе важно активно использовать различные игры и упражнения на звуковой анализ и синтез, что помогает ребёнку лучше понимать структуру речи.

2 Лексико-грамматические навыки

Для формирования связной речи важны не только произносительные, но и лексико-грамматические навыки. Чем больше словарный запас ребёнка, тем богаче и разнообразнее его речь. Для развития лексического запаса важно читать с детьми книги, обсуждать события из реальной жизни, играть в игры, направленные на развитие понимания значений слов.

Грамматический строй речи также оказывает значительное влияние на связность речи. Дети должны уметь правильно использовать падежные и временные формы, строить сложные предложения, что помогает передавать более точные и полные мысли. Логопедическая работа на этом этапе включает упражнения на составление предложений, работу с картинками и сюжетными историями.

3 Уровень социализации и коммуникативные навыки

 

Социальная среда, в которой развивается ребёнок, также оказывает влияние на развитие связной речи. Чем больше у ребёнка возможностей для общения с взрослыми и сверстниками, тем активнее развивается его речь. Важно, чтобы ребёнок имел возможность участвовать в коллективных играх, обсуждениях, общаться с взрослыми на различные темы.

Коммуникативные навыки включают в себя умение вести диалог, задавать вопросы, отвечать на них, поддерживать беседу. Для старших дошкольников важно научиться строить не только монологическую, но и диалогическую речь, что помогает эффективно взаимодействовать с окружающими и развивать свою речевую активность.

К сожалению, не все дети овладевают навыками связной речи к старшему дошкольному возрасту. В последнее время специалисты всё чаще сталкиваются с проблемами задержки речевого развития, что связано с различными причинами, как физиологическими, так и социальными.

Одной из основных причин задержки речевого развития является недостаточная стимуляция речи в семье. В современном мире дети всё чаще проводят время перед экранами телевизоров, планшетов и телефонов, что значительно снижает их речевую активность. Дети мало общаются с родителями и сверстниками, что приводит к задержкам в развитии речевых и коммуникативных навыков.

Физиологические причины задержек речевого развития включают неврологические нарушения, нарушение слуха, слабую моторику речевого аппарата и другие патологии, которые могут препятствовать нормальному развитию речи.

Влияние задержки речевого развития на обучение

Дети с задержками речевого развития чаще испытывают трудности в обучении. Они могут испытывать сложности с усвоением учебного материала, поскольку не могут полноценно воспринимать и обрабатывать информацию на слух, затрудняются в пересказе и изложении своих мыслей. Это может привести к снижению самооценки и возникновению психологических проблем, таких как неуверенность в себе, страх перед общением и публичными выступлениями.

Для успешного развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста важно использовать разнообразные методы и приёмы, которые помогут детям развить все необходимые навыки.

1 Игровые методы

Игровая деятельность является основным видом активности детей дошкольного возраста, и использование игр в процессе обучения помогает детям легче и быстрее усваивать речевые навыки. Игры на развитие связной речи могут включать в себя:

- Составление рассказов по картинкам.

- Игры на ролевые диалоги (инсценировка сказок, придумывание сюжетов).

- Словесные игры, такие как "Закончи предложение", "Угадай, что я описываю", "Придумай продолжение истории".

2 Чтение и пересказ

Чтение книг является одним из самых эффективных способов развития связной речи. Важно не просто читать детям книги, но и обсуждать прочитанное. Пересказ помогает детям учиться строить логичные и последовательные высказывания, запоминать основные моменты сюжета и использовать новые слова и выражения.

3 Работа с сюжетными картинками

Сюжетные картинки и серии картинок помогают детям развивать навык построения рассказа на основе визуальной информации. Логопед предлагает детям описать картину, придумать, что происходит с героями, что было до и что будет после. Это упражнение развивает как связную речь, так и воображение детей.

4 Использование современных технологий

Современные технологии также могут быть полезны в работе с детьми. Мультимедийные игры и интерактивные приложения, направленные на развитие речи, могут стимулировать интерес детей к обучению и сделать процесс увлекательным.

Роль логопеда и педагога в развитии связной речи

Логопед и педагог играют ключевую роль в развитии связной речи у детей. Они должны работать в тесном сотрудничестве, чтобы обеспечить комплексный подход к решению проблем детей. Логопедическая работа должна включать как индивидуальные, так и групповые занятия, направленные на развитие различных аспектов речевой деятельности.

Взаимодействие с родителями

Важным элементом работы является взаимодействие с родителями. Родители должны быть активно вовлечены в процесс развития речи ребёнка, выполняя с ним домашние задания, читая книги, беседуя на различные темы. Логопед может давать родителям рекомендации по организации речевых занятий дома.

В заключение можно отметить, что развитие связной речи у старших дошкольников является важнейшим аспектом подготовки к школьному обучению. Овладение навыками связной речи способствует не только успешной учебной деятельности, но и социальной адаптации ребёнка, его уверенности в себе и своих возможностях. Логопедам и педагогам важно уделять этому вопросу особое внимание, используя современные методики и активно взаимодействуя с родителями.

 

Список литература

 

1. Бадалян, Н. Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников [Текст] /Н. Р. Бадалян // Молодой ученый. – 2018. – №17. – С. 271– 273.

2. Бычихина, П. В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / М. В. Новиков. – 2016. – С. 143-146.

3. Сытина, О. И. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников / О. И. Сытина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 296-297.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×