Использование игр и интерактивных методов на уроках русского языка в коррекционном классе
Евстратова Светлана Валерьевна, учитель
Горковская муниципальная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с. Горки
Аннотация. Уроки русского языка в коррекционном классе для старших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут значительно выиграть от применения игр и интерактивных методов. Данная статья рассматривает преимущества таких подходов, а также предлагает примеры и стратегии, которые помогут учителям эффективно интегрировать игровые элементы в учебный процесс. В результате использование этих методов способствует улучшению речевых навыков, развитию критического мышления и формированию социальной активности у учащихся.
Ключевые слова: русский язык, коррекционный класс, дети с ОВЗ, интерактивные методы, игры в обучении.
В последние годы образовательные стандарты все больше акцентируют внимание на необходимости создания адаптивной и мотивирующей среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В этом контексте использование игр и интерактивных методов на уроках русского языка становится особенно актуальным. Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в обучении, и игровые формы могут сделать процесс обучения более доступным и увлекательным, помогая развивать их речевые навыки, коммуникативные способности и уверенность в себе.
Игра — это мощный инструмент, который способен привлечь внимание учащихся и поддерживать их интерес на протяжении всего занятия. Например, использование ролевых игр может существенно обогатить изучение литературы. Учитель может предложить учащимся разыграть сцены из знакомых произведений, таких как "Руслан и Людмила" Пушкина или "Сказка о царе Салтане". Это не только развивает навыки чтения и понимания текста, но и позволяет детям на практике применять речевые конструкции, обогащая свой словарный запас.
Кроме того, игры на развитие фонематического восприятия играют ключевую роль в обучении. Например, игра "Словесный поезд" помогает учащимся развивать внимание и память. Каждый ученик называет слово, которое начинается на ту же букву, на которую заканчивается предыдущее слово. Это упражнение можно адаптировать под различные темы — от животных до литературных героев, что делает его универсальным и интересным.
Важным аспектом является использование интерактивных методов, таких как работа с проектами. Ученики могут объединиться в группы и выбрать тему для исследования. Например, проект "Жизнь и творчество А.С. Пушкина" может включать создание плакатов, презентаций и даже мини-выставок, на которых учащиеся смогут продемонстрировать свои знания и креативные способности. Работа в группе способствует развитию коммуникации и умения слушать других, а также помогает каждому учащемуся внести свой вклад в общее дело.
В этом контексте игры с использованием технологий становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Использование планшетов и компьютеров для выполнения интерактивных заданий, таких как тесты или викторины, позволяет ученикам не только учиться, но и развлекаться. Например, платформа Kahoot! предоставляет возможность создавать викторины, где учащиеся могут соревноваться друг с другом, отвечая на вопросы по теме урока. Это не только помогает закрепить материал, но и создает атмосферу дружеского соревнования.
Работа с текстами также может быть организована в игровой форме. Учитель может использовать метод "Словарного диктанта", где учащиеся по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному тексту. Это помогает развивать навыки критического мышления и умение формулировать вопросы. Такой подход делает чтение не только познавательным, но и увлекательным.
Интерактивные методы можно использовать и для тренировки грамматических навыков. Например, игра "Грамматический кроссворд" может включать задания на определение частей речи или форм слов. Учитель создает кроссворд, где подсказки — это определения, а ответы — слова, соответствующие этим определениям. Учащиеся работают в группах, что способствует развитию командной работы и ответственности за общий результат.
Важно помнить, что дети с ОВЗ могут испытывать затруднения в общении и социальном взаимодействии. Поэтому учителю следует акцентировать внимание на создании поддерживающей атмосферы в классе. Игры могут помочь снять напряжение и создать комфортную обстановку. Например, "Ледоколы" — короткие игры для разогрева, где учащиеся могут рассказать о себе или выбрать ассоциации с определенными словами. Это не только разогревает атмосферу, но и способствует сплочению группы.
Также стоит обратить внимание на использование визуальных и аудиовизуальных средств. Интерактивные доски и презентации могут сделать уроки более наглядными и интересными. Например, создание интерактивной презентации на тему "Стихотворения о природе" с использованием картинок и музыки помогает ученикам глубже понять и запомнить материал. Такие подходы развивают не только речевые навыки, но и творческое мышление.
Интеграция игр и интерактивных методов требует от учителя гибкости и креативности. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и адаптировать задания в соответствии с их потребностями и возможностями. Регулярная обратная связь помогает учащимся понимать свои достижения и области, требующие доработки. Похвала и поощрение за успехи, даже самые небольшие, становятся важным стимулом для дальнейшего обучения.
В заключение, использование игр и интерактивных методов на уроках русского языка в коррекционном классе для старших школьников с ОВЗ открывает новые горизонты для обучения. Эти подходы делают процесс обучения более увлекательным и доступным, помогают развивать речевые навыки и формировать социальные связи. Создание атмосферы доверия и поддержки способствует повышению уверенности учеников в своих силах и желанию учиться. Применение различных методов и технологий позволяет каждому ребенку раскрыть свой потенциал и активно участвовать в учебном процессе.
Список литературы
1. Панькова Н. В., Турова Т. Ю. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы // Молодой учёный. — 2022. — №43 (438). — С. 338–340.
2. Скакова А. М., Мажлис С. Н. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы // Вестник науки. — 2021. — Т. 4. — №2(35). — С. 60–65.
3. Худайкулова О. Ш. Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы // Мировая наука. — 2020. — №4(37). — С. 506–509.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат