Организация внеклассной работы по русскому языку с детьми ОВЗ
Евстратова Светлана Валерьевна, учитель
Горковская муниципальная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с. Горки
Аннотация. Внеклассная работа по русскому языку в коррекционных классах для старших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важным аспектом образовательного процесса. Она способствует не только углублению знаний, но и развитию социальных навыков, коммуникативных умений и уверенности в себе. В статье рассматриваются методы и формы организации внеклассной работы, предлагаются примеры активностей, которые могут быть использованы для повышения мотивации учащихся и развития их речевых навыков.
Ключевые слова: внеклассная работа, русский язык, дети с ОВЗ, коррекционный класс, методы обучения.
Внеклассная работа по русскому языку в коррекционных классах для детей с ограниченными возможностями здоровья играет ключевую роль в формировании устойчивых речевых навыков и социальных компетенций. В отличие от уроков, где акцент ставится на освоение учебного материала, внеклассные мероприятия создают более свободную и расслабленную атмосферу, позволяющую учащимся проявлять себя, исследовать язык и культуру, а также взаимодействовать с окружающими.
Одним из эффективных способов организации внеклассной работы является проведение тематических мероприятий, таких как литературные вечера или конкурсы чтецов. Эти мероприятия могут быть приурочены к праздникам, например, ко Дню русского языка или ко Дню литературы. На таких вечерах учащиеся могут читать стихи, отрывки из прозы, обсуждать их и делиться своими впечатлениями. Например, ученики могут подготовить рецензии на любимые книги, что не только развивает навыки публичного выступления, но и помогает им формировать собственное мнение о литературе.
Также интересной формой внеклассной работы являются творческие мастерские. Учитель может организовать занятия, на которых ученики будут создавать свои литературные произведения — рассказы, стихи или сценки. Это помогает развивать креативность и уверенность в своих силах. Например, можно провести мастер-класс по написанию рассказа, где учащиеся смогут придумать сюжет, разработать персонажей и представить свои работы на обсуждение. Такой процесс позволяет каждому ученику почувствовать свою значимость и вовлеченность в общую деятельность.
Не менее важным является организация экскурсий и поездок в культурные учреждения, такие как библиотеки, театры или литературные музеи. Такие мероприятия дают учащимся возможность не только познакомиться с произведениями классиков, но и увидеть, как язык живет в различных формах искусства. Например, посещение театра может быть дополнено обсуждением увиденного и анализом сценария, что способствует более глубокому пониманию русского языка и литературы.
Внеклассные мероприятия также могут включать интерактивные игры и конкурсы. Это могут быть викторины на знание правил русского языка, игры на развитие словарного запаса и фонематического восприятия. Например, игра "Словесный лабиринт" может заключаться в том, что учащиеся должны составить цепочку слов, где каждое последующее слово начинается с последней буквы предыдущего. Это развивает не только речь, но и логику, память и внимание.
Важным аспектом внеклассной работы является вовлечение родителей в образовательный процесс. Совместные мероприятия, такие как открытые уроки или творческие вечера, позволяют родителям увидеть, как учатся их дети, и создать поддержку для продолжения обучения дома. Например, можно организовать вечер "Семейные чтения", где семьи могут прийти и поделиться своими любимыми книгами. Это не только способствует укреплению семейных связей, но и создает уютную атмосферу для обсуждения литературных произведений.
Дополнительно, внеклассная работа может быть организована с использованием современных технологий. Создание блогов или страниц в социальных сетях, посвященных русскому языку и литературе, поможет ученикам развить навыки письменной речи и коммуникации. Учащиеся могут делиться своими мнениями о прочитанных книгах, участвовать в онлайн-дискуссиях и писать рецензии. Это не только развивает навыки работы с текстом, но и помогает стать более активными участниками информационного общества.
Внеклассные занятия также могут быть направлены на подготовку к экзаменам и контрольным работам, но в более непринужденной форме. Можно организовать "Час подготовки", где учащиеся в форме игры будут решать задания, готовя друг друга к предстоящим испытаниям. Это создаст командный дух и поможет снять напряжение перед экзаменами.
Необходимо учитывать, что дети с ОВЗ могут испытывать различные трудности в обучении, и учитель должен быть готов адаптировать формы работы в зависимости от их потребностей. Использование разнообразных методов, таких как игровые элементы, творческие задания и проектная деятельность, позволит каждому ученику почувствовать себя вовлеченным и значимым.
Важным элементом внеклассной работы является создание атмосферы поддержки и доверия. Учителю стоит уделять внимание каждому учащемуся, отмечая его успехи и достижения. Позитивная обратная связь помогает развивать уверенность в своих силах и желание участвовать в новых мероприятиях.
В заключение, организация внеклассной работы по русскому языку с детьми ОВЗ в старших классах — это важный аспект образовательного процесса, который позволяет углубить знания учащихся, развить их коммуникативные навыки и создать комфортную образовательную среду. Использование различных форм и методов, от литературных вечеров до интерактивных игр и технологий, открывает новые горизонты для обучения и помогает каждому ребенку раскрыть свой потенциал. Важно, чтобы внеклассная работа стала неотъемлемой частью образовательного процесса, способствуя созданию активной и заинтересованной учебной среды.
Список литературы
1. Аксёнова Э.А. Формирование коммуникативной грамотности школьников: возможности в образовательном пространстве современной российской школы//Школьные технологии.-2015.-№6.-с.81-89
2. Кашурина Л.Ф., Плюснина И.В. Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность // Форум молодых ученых. 2018. №2 (18).
3. Сибиряков А.В., Кулмурзаев Н.М., Шайдуллаев Р.Б., Макамбаева Д.И. Особенности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022. №1.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат