Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие функциональной грамотности на уроках географии. Работа №72733

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие функциональной грамотности на уроках географии
Работа:

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

 

Нестеренко Клавдия Кирилловна, учитель географии

ГБОУ ЛНР «Ровеньковская школа 3 им. А.Ф. Бурды» г. Ровеньки

 

Аннотация. В условиях современного образовательного процесса развитие функциональной грамотности школьников становится одной из ключевых задач, и предмет география играет в этом важную роль. Функциональная грамотность включает в себя способность ученика применять знания в различных жизненных ситуациях, решать практические задачи, использовать полученную информацию для принятия решений. В статье рассматриваются особенности формирования функциональной грамотности на уроках географии, методические подходы и педагогические практики, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и повышению их способности ориентироваться в окружающем мире.

Ключевые слова: функциональная грамотность, география, образовательный процесс, методические подходы, познавательная деятельность, практическое применение.

 

Развитие функциональной грамотности является важным аспектом современной образовательной системы, поскольку оно направлено на формирование у школьников навыков, необходимых для успешной адаптации в динамично меняющемся мире. В этом контексте география как предмет не только расширяет знания учащихся о природе, населении и экономике различных стран, но и помогает формировать важные для жизни компетенции. Важность географического образования в процессе становления функциональной грамотности обусловлена его прикладным характером, тесной связью с реальными процессами и явлениями, с которыми учащиеся сталкиваются ежедневно.

Одним из основных аспектов функциональной грамотности является способность учащихся применять полученные знания в разных ситуациях. Уроки географии дают возможность развивать эти навыки благодаря интеграции теоретических и практических знаний, а также через решение задач, связанных с анализом природных и социальных явлений. Например, ученики могут научиться анализировать карты, графики, климатические и демографические данные, что позволяет развить умение работать с информацией, интерпретировать её и делать выводы.

Географическое образование также играет важную роль в формировании экологического сознания, что является неотъемлемой частью функциональной грамотности. Современные вызовы, связанные с изменением климата, вырубкой лесов, загрязнением окружающей среды и истощением природных ресурсов, требуют от школьников понимания экологических процессов и ответственности за своё поведение. На уроках географии учитель может формировать у учащихся не только знания о глобальных проблемах, но и навыки их анализа и поиска решений, что способствует развитию критического мышления и социальной ответственности.

Для того чтобы эффективно развивать функциональную грамотность на уроках географии, необходимо использовать разнообразные методические подходы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся. Важным компонентом является применение проблемно-ориентированных заданий, которые требуют от школьников анализа информации, выработки гипотез и их проверки. Такие задания не только помогают учащимся глубже понимать изучаемые процессы, но и развивают у них способность к самостоятельному поиску информации и принятию решений на основе анализа данных.

Также важную роль играет проектная деятельность, которая позволяет учащимся применять географические знания в реальных ситуациях. Проекты могут быть направлены на изучение местных природных или социальных явлений, таких как анализ экологической обстановки в своём городе, изучение локальных климатических изменений или исследование влияния человеческой деятельности на окружающую среду. Проектная работа стимулирует учащихся к самостоятельной работе, углублённому изучению темы и развитию навыков презентации и защиты своих исследований.

Кроме того, уроки географии могут быть эффективно использованы для развития навыков работы с картами и другими географическими источниками. Умение читать карты, интерпретировать их данные и использовать их для решения конкретных задач является важным элементом функциональной грамотности. Учащиеся, развивающие эти навыки, могут ориентироваться в пространственных отношениях, понимать закономерности природных и социальных процессов, что способствует их успешной адаптации в реальной жизни.

Информационно-коммуникационные технологии также играют значительную роль в формировании функциональной грамотности на уроках географии. Использование цифровых карт, глобальных информационных систем (ГИС), виртуальных экскурсий и других ресурсов позволяет расширить кругозор учащихся и погрузить их в исследовательскую деятельность. Благодаря ИКТ школьники могут самостоятельно искать и анализировать информацию, моделировать различные ситуации и получать более глубокие знания о мире.

Таким образом, уроки географии предоставляют уникальные возможности для развития функциональной грамотности школьников. Использование проблемно-ориентированных заданий, проектной деятельности, работы с картами и ИКТ помогает учащимся не только лучше понимать географические процессы, но и формировать важные для жизни навыки, такие как критическое мышление, умение работать с информацией, принимать решения и взаимодействовать в коллективе. В условиях обновления образовательных стандартов (ФГОС) важно, чтобы учителя географии осознавали значимость своей роли в процессе формирования функциональной грамотности и применяли разнообразные методические подходы для достижения этой цели.

 

Список литературы

1. Баянова Д. Н. Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе / Д. Н. Баянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 283-285.

2. Беловолова Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии. // География в школе — 2016 — № 6 — С. 55–65.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×