Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к детской литературе . Работа №72738

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к детской литературе
Работа:

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Маслова Наталья Викторовна,

воспитатель МБДОУ "Детский сад №37", г. Саров

Аннотация. Статья посвящена вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников через приобщение к детской литературе. В ней раскрывается важность использования детских книг для формирования у детей дошкольного возраста таких качеств, как доброта, справедливость, ответственность, любовь к родине и уважение к окружающим. Рассматриваются различные подходы к отбору произведений детской литературы, а также методы работы с книгами для воспитания нравственно-патриотических ценностей. В статье предложены практические рекомендации для воспитателей по организации работы с литературой в детском саду.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, дошкольники, детская литература, любовь к родине, воспитание нравственности, патриотизм.

 

Вопрос нравственно-патриотического воспитания дошкольников сегодня приобретает особую актуальность в условиях глобализации и изменяющихся ценностей. Дошкольный возраст — это время активного формирования мировоззрения и моральных норм ребёнка, поэтому крайне важно заложить в этот период основы нравственного поведения, уважения к окружающим и любви к родине. Одним из ключевых инструментов в этом процессе является детская литература, которая через художественные образы и сюжеты доносит до ребёнка важные нравственные и патриотические идеи.

Чтение книг способствует развитию эмоциональной сферы детей, формирует у них нравственные представления, расширяет кругозор и обогащает внутренний мир. Именно через литературу ребёнок впервые сталкивается с такими важными понятиями, как добро и зло, справедливость и несправедливость, мужество и предательство, что делает детскую литературу незаменимым средством в воспитательной работе с дошкольниками.

Детская литература помогает формировать у ребёнка основы патриотизма, уважения к своей стране и народу, способствует воспитанию гордости за родную культуру, язык и традиции. Через литературные образы дети учатся сочувствию, ответственности, пониманию важности дружбы, взаимопомощи и справедливости. Воспитатели могут использовать произведения различных жанров — сказки, рассказы, стихи, чтобы побудить детей к размышлениям о нравственных поступках и патриотических чувствах.

Произведения детской литературы несут в себе примеры нравственного поведения, которые легко воспринимаются детьми и помогают им усвоить важные моральные уроки. Например, такие произведения, как "Айболит" Корнея Чуковского, "Малыш и Карлсон" Астрид Линдгрен, "Дядя Стёпа" Сергея Михалкова, учат детей быть добрыми, справедливыми, заботливыми по отношению к другим. Через сказки и рассказы у детей формируется представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, что важнее — личные интересы или помощь другим людям.

Литературные произведения побуждают детей задумываться о поступках героев, сопоставлять их с реальными ситуациями, что способствует развитию способности к нравственной рефлексии. Важно, чтобы воспитатель в ходе обсуждения литературных произведений помогал детям видеть и осознавать нравственный смысл поступков персонажей, подводил их к самостоятельным выводам о правильном и неправильном поведении.

Патриотическое воспитание через литературу включает в себя знакомство с произведениями, отражающими культурные и исторические особенности страны, народные традиции, героические поступки людей. Это могут быть стихи и рассказы о родной природе, праздниках, традициях, а также произведения о героических событиях и исторических личностях.

Чтение таких произведений, как "Василиса Прекрасная", "Руслан и Людмила" Александра Пушкина, "Васёк Трубачёв и его товарищи" Валентина Катаева, "Рассказы о Родине" Льва Кассиля, позволяет детям узнать о своей культуре, истории, сформировать чувство гордости за свою страну. Произведения о родной природе, как например "Родина" Сергея Есенина или рассказы Михаила Пришвина, развивают у детей любовь и уважение к окружающему миру, формируют бережное отношение к природе.

Эффективное использование детской литературы в нравственно-патриотическом воспитании требует от воспитателя грамотного подхода к организации работы с книгами. Важно не только читать произведения, но и активно обсуждать их содержание с детьми, проводить творческие задания на основе прочитанных книг, вовлекать детей в совместную деятельность.

1. Одним из основных методов работы является чтение с последующим обсуждением. Важно, чтобы воспитатель не только читал произведение, но и задавал детям вопросы, побуждающие их к размышлению о поступках героев, их мотивах и последствиях. В ходе обсуждения можно сравнивать персонажей, разбирать ситуации, предложенные в произведении, и искать аналогии с реальной жизнью детей.

2. Театрализация литературных произведений — это метод, который помогает детям глубже осознать нравственный смысл произведения, а также развивает их творческие способности и речевые навыки. Разыгрывая сценки по мотивам прочитанных книг, дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимать и передавать характеры героев, их эмоции и поступки.

3. Рисование иллюстраций к прочитанным произведениям, создание поделок, сочинение собственных историй на основе прочитанных сюжетов — это методы, которые помогают детям лучше понять содержание произведения и закрепить полученные знания. Творческая деятельность также способствует развитию воображения, мышления и коммуникативных навыков.

4. Важным аспектом нравственно-патриотического воспитания является организация тематических мероприятий, таких как праздники, посвящённые родной культуре, историческим событиям или выдающимся личностям. В ходе таких мероприятий дети могут не только знакомиться с литературными произведениями, но и участвовать в коллективных играх, конкурсах и викторинах, направленных на закрепление патриотических знаний.

Приведем практические рекомендации для воспитателей:

Отбор качественных произведений. Важно подбирать для чтения такие произведения, которые содержат чётко выраженные нравственные и патриотические идеи, соответствующие возрастным особенностям детей.

Активное обсуждение прочитанного. Чтение книг должно сопровождаться обсуждением. Воспитатель должен задавать детям вопросы, помогающие им осознать моральный урок произведения.

Использование театрализации. Разыгрывание сценок по мотивам прочитанных произведений помогает детям глубже понять содержание и мотивы поступков героев.

Организация творческих заданий. После чтения произведений полезно предложить детям нарисовать иллюстрации, сделать поделки или сочинить собственные истории на основе сюжета книги.

Проведение патриотических праздников. Тематические мероприятия, посвящённые родной культуре и истории, помогают закрепить у детей полученные знания и формируют чувство гордости за свою страну.

В заключение отметим, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через детскую литературу является важной задачей, направленной на формирование у детей моральных и гражданских качеств, уважения к родине и окружающим людям. Литературные произведения играют ключевую роль в развитии нравственных представлений детей, формируют у них чувство справедливости, ответственности и любви к родной культуре. Воспитатели могут эффективно использовать детскую литературу, вовлекая детей в активное обсуждение, театрализацию и творческую деятельность, что способствует всестороннему развитию личности дошкольников.

 

Список литературы

 

Волкова, Л. А. (2018). Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через художественную литературу. Вестник воспитания, 4(10), 35-42.

Кузьмина, Е. В. (2019). Детская литература как инструмент нравственного воспитания. Санкт-Петербург: Детство-Пресс.

Чернова, М. В. (2020). Роль художеств

енной литературы в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Вестник дошкольного образования, 3(14), 27-33

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×