ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СОВМЕСТНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ДО 3 ЛЕТ
Маслова Наталья Викторовна,
воспитатель МБДОУ "Детский сад №37", г. Саров
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования начальных навыков совместной игры у детей до 3 лет. Подчеркивается важность развивающей игры для раннего социализации детей и формирования у них базовых коммуникативных и кооперативных навыков. Описаны основные этапы развития совместной игры, а также предложены эффективные методы и приемы, которые воспитатели и родители могут использовать для вовлечения малышей в совместную игровую деятельность. Особое внимание уделено роли взрослого в поддержании инициативы ребенка и создании условий для развития взаимодействия.
Ключевые слова: совместная игра, дети до 3 лет, раннее развитие, кооперация, социализация, игровые навыки, взаимодействие.
В возрасте до 3 лет дети начинают активно познавать окружающий мир, учиться взаимодействовать с другими людьми и приобретать навыки совместной игры. Именно в этот период закладываются основы кооперативного поведения, такие как способность к совместным действиям, уважение к потребностям и эмоциям других, умение следовать правилам. Однако, для успешного формирования этих навыков необходимо создавать благоприятные условия и организовывать развивающую игровую среду, в которой дети могут свободно взаимодействовать друг с другом и с воспитателями.
Совместная игра является мощным инструментом развития социального и эмоционального интеллекта ребенка, она помогает детям учиться делиться, ожидать своей очереди, сотрудничать и разрешать конфликты. Однако, для детей до 3 лет эти навыки только начинают формироваться, и роль взрослого в этом процессе крайне важна. Воспитателю необходимо поддерживать инициативу детей, направлять их взаимодействие и вовремя корректировать поведение, создавая условия для постепенного усвоения навыков кооперации.
В возрасте до 3 лет дети проходят через несколько стадий развития игровой деятельности, которые отличаются степенью вовлеченности в совместную игру и уровнем взаимодействия с окружающими. На начальных этапах малыши в основном заняты параллельной игрой, когда они играют рядом друг с другом, но не вступают в активное взаимодействие. Постепенно, с развитием коммуникативных навыков и пониманием правил, дети начинают проявлять интерес к совместной деятельности и переходят к более сложным формам игры.
Рассмотрим этапы развития совместной игры:
1. Параллельная игра. На этом этапе дети играют рядом друг с другом, но не взаимодействуют напрямую. Они могут наблюдать за действиями других детей, но играют самостоятельно, не делясь игрушками и не кооперируясь.
2. Ассоциативная игра. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к действиям других и иногда подражать им. Они могут обмениваться игрушками или участвовать в простых совместных действиях, но координация и совместное выполнение задач еще не достигается.
3. Совместная игра. К концу третьего года жизни дети начинают осознавать значение совместной деятельности, появляются простые формы кооперации, когда дети играют с общими целями и делятся обязанностями в игре. В этот период дети учатся договариваться, соблюдать очередность и следовать правилам.
Воспитатель играет ключевую роль в формировании навыков совместной игры у детей до 3 лет. Именно взрослый организует игровое пространство, предлагает игры, подходящие по возрасту, и направляет взаимодействие детей. Важно, чтобы воспитатель не только предлагал детям играть вместе, но и активно участвовал в игре, показывая пример того, как можно сотрудничать, делиться игрушками и решать конфликтные ситуации.
Роль взрослого заключается в том, чтобы мягко направлять детей, помогая им преодолевать трудности в общении и взаимодействии. Например, если дети не могут поделить игрушки, воспитатель может предложить им совместную игру, где каждый ребёнок выполняет свою роль, таким образом, устраняя конфликт и одновременно обучая детей кооперации.
Для того чтобы формировать начальные навыки совместной игры у детей до 3 лет, воспитателям необходимо использовать ряд методик и приемов, которые помогут детям постепенно научиться взаимодействовать друг с другом.
1. Один из эффективных методов — это организация игр с общими целями, где детям необходимо выполнять задачи вместе. Например, можно предложить детям построить дом из кубиков или собрать пазл. Важно, чтобы задача была доступной для выполнения, а её решение требовало участия нескольких детей. Это поможет малышам осознать необходимость взаимодействия и научит их координировать свои действия с действиями других.
2. Для детей до 3 лет можно использовать простые игры с правилами, которые способствуют развитию навыков очередности и соблюдения установленных норм. Например, игра "Катание мячика" помогает детям учиться ждать своей очереди и взаимодействовать с другими в рамках установленных правил. Такие игры развивают у детей чувство справедливости и помогают избегать конфликтов.
3. Ролевые игры, такие как "Магазин" или "Семья", также способствуют развитию навыков совместной игры. В таких играх дети учатся распределять роли, сотрудничать друг с другом и договариваться о совместных действиях. Воспитатель может предложить простые сценарии ролевых игр, где каждый ребёнок будет выполнять свою задачу, что позволит детям освоить основы кооперации.
4. Для развития у детей навыков взаимодействия можно использовать игры на внимание и координацию действий, такие как "Поезд" или "Карнавал зверей". В таких играх дети учатся следовать движениям друг друга, действовать слаженно и координировать свои действия с другими участниками.
Предложим практические рекомендации для воспитателей:
Создание комфортной игровой среды. Игровое пространство должно быть организовано таким образом, чтобы дети могли свободно взаимодействовать друг с другом. Важно предусмотреть зоны для совместных игр и занятий.
Поощрение взаимодействия. Воспитатель должен активно поощрять любые проявления взаимодействия между детьми, хвалить их за сотрудничество и помогать в разрешении конфликтов.
Постепенное усложнение задач. Начинать лучше с простых совместных игр и постепенно усложнять задачи, требующие более глубокого взаимодействия и координации.
Учет индивидуальных особенностей детей. Необходимо учитывать, что разные дети могут развиваться с разной скоростью, и важно предлагать каждому ребенку посильные задачи, чтобы не возникало чувства неуспеха или разочарования.
Участие взрослого в игре. Воспитатель должен активно участвовать в совместных играх, показывая пример правильного взаимодействия, деления игрушек и выполнения общих целей.
В заключение отметим, что формирование начальных навыков совместной игры у детей до 3 лет — важный этап в их социальном и эмоциональном развитии. Через совместную игровую деятельность дети учатся взаимодействовать друг с другом, уважать чувства и интересы других, делиться и сотрудничать. Роль воспитателя в этом процессе является ключевой: именно взрослый организует игру, направляет детей и помогает им осваивать важные навыки взаимодействия. Используя разнообразные методы и подходы, воспитатели могут создать благоприятные условия для формирования кооперативного поведения у детей, что станет основой для успешной социализации в будущем.
Список литературы
Григорьева, Е. В. (2021). Социальное развитие детей дошкольного возраста через игру. Москва: Издательство «Педагогика».
Зотова, Н. А. (2020). Игровая деятельность как средство развития социального взаимодействия у детей раннего возраста. Вестник дошкольного образования, 3(15), 23-30.
Киселёва, Л. В. (2022). Совместная игра как основа социализации дошкольников. Педагогические технологии в дошкольном образовании, 4(18), 12-19.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат