ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Галкина Татьяна Вячеславовна,
библиотекарь-педагог МОУ "ЛАГОЛОВСКАЯ ШКОЛА" Ленинградская область
Аннотация. Статья рассматривает роль школьной библиотеки в развитии функциональной грамотности у школьников. Описываются ключевые аспекты организации мероприятий, направленных на повышение уровня функциональной грамотности учащихся. Внимание уделяется разработке интерактивных форматов работы, креативных подходов и использованию современных технологий для развития чтения, математической и цифровой грамотности. В статье приводятся примеры мероприятий и рекомендации для библиотекарей.
Ключевые слова: функциональная грамотность, школьная библиотека, библиотекарь, мероприятия, интерактивные формы, читательская грамотность, цифровая грамотность, математическая грамотность.
Функциональная грамотность — это способность человека применять полученные знания и навыки для решения практических задач в различных сферах жизни. Включает в себя несколько направлений, таких как читательская, математическая, цифровая грамотность, которые необходимы для успешной адаптации в современном обществе. В условиях постоянного увеличения объёмов информации школьная библиотека может играть важную роль в формировании этих навыков у детей, предоставляя доступ к информационным ресурсам и организуя специальные мероприятия для развития функциональной грамотности.
Работа школьной библиотеки по развитию функциональной грамотности должна включать комплекс мероприятий, направленных на развитие у школьников способности критически осмысливать информацию, применять математические и цифровые навыки в повседневной жизни, а также успешно ориентироваться в мире информации.
Читательская грамотность — это основа функциональной грамотности. Развитие навыков понимания, анализа и интерпретации текста является важнейшей задачей школьной библиотеки. Для её достижения библиотекарь может организовывать мероприятия, направленные на активизацию процесса чтения, развитие навыков критического мышления и работы с информацией.
Одним из ключевых методов является организация литературных квестов, где ученики должны находить ответы на вопросы, работая с различными текстами и ресурсами. Это позволяет им научиться быстро находить и интерпретировать информацию. Также важны мероприятия, направленные на анализ текстов, например, обсуждения и дебаты по прочитанным произведениям, что стимулирует навыки анализа и умения выражать свою точку зрения.
Математическая грамотность включает в себя способность понимать и применять математические знания для решения повседневных задач. В школьной библиотеке можно проводить интерактивные мероприятия, направленные на развитие математических навыков у школьников. Например, организация математических игр и викторин может сделать процесс освоения математических навыков более увлекательным и доступным.
Математические квесты, в ходе которых ученики решают задачи, находят математические подсказки или решают логические головоломки, помогут детям развить логику и способность работать с числами. Также возможно организовать специальные кружки, где учащиеся смогут обсуждать и решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью, например, подсчёт бюджета или анализ статистических данных.
В современном мире цифровая грамотность становится неотъемлемой частью функциональной грамотности. Школьная библиотека может выступать площадкой для развития у школьников навыков работы с информационными технологиями и интернет-ресурсами. Организация курсов или мастер-классов по основам компьютерной грамотности, работе с текстовыми редакторами и базовыми навыками поиска информации в интернете поможет школьникам лучше ориентироваться в цифровом пространстве.
Библиотекарь может также проводить тренинги по медиа- и информационной грамотности, где дети учатся проверять достоверность информации, работать с онлайн-ресурсами и избегать опасностей, связанных с цифровым миром.
Мероприятия по созданию презентаций, разработке интерактивных проектов или даже по программированию могут стать основой для развития интереса к технологиям у школьников.
Одним из главных принципов организации мероприятий в школьной библиотеке является использование интерактивных и креативных подходов, которые стимулируют интерес детей и создают мотивацию для участия. Важно учитывать, что мероприятия должны быть не только познавательными, но и увлекательными.
Креативные подходы могут включать в себя проведение «живых книг» — когда ученики выступают в роли персонажей книг, рассказывают истории от их имени, или создание литературных комиксов. Также можно организовывать интерактивные выставки книг, где учащиеся создают мультимедийные презентации по выбранным произведениям, что помогает развивать не только читательские, но и цифровые навыки.
Примером мероприятия для развития функциональной грамотности может стать создание проекта по изучению экономических аспектов в художественной литературе. Ученики будут исследовать тексты, анализировать финансовые элементы произведений и проводить параллели с реальной жизнью.
Рекомендации по организации мероприятий:
1. Мотивация через участие: Важно, чтобы все мероприятия были интересными и интерактивными. Ученики должны быть активно вовлечены в процесс, участвовать в дискуссиях, конкурсах и проектах.
2. Использование технологий: Современные технологии — это неотъемлемая часть жизни детей. Использование электронных книг, онлайн-платформ для чтения и изучения материалов помогает повысить интерес к мероприятиям.
3. Совместная работа с учителями: Школьная библиотека должна сотрудничать с педагогами, чтобы интегрировать мероприятия в общий образовательный процесс. Например, мероприятия по развитию математической грамотности можно координировать с преподавателями математики, чтобы закрепить пройденные темы.
4. Учет интересов учащихся: Важно учитывать интересы и предпочтения школьников при организации мероприятий. Например, если ученики увлекаются играми, можно организовать математические игры или викторины на основе любимых героев.
В заключение можно отметить, что школьная библиотека играет значительную роль в развитии функциональной грамотности у школьников. Организация мероприятий, направленных на развитие читательской, математической и цифровой грамотности, способствует формированию у детей навыков, которые необходимы им для успешной жизни в современном мире. Использование интерактивных форматов, креативных подходов и современных технологий делает библиотеку важным центром формирования знаний и умений, которые выходят за рамки традиционного чтения.
Школьные библиотекари, работая с учениками в формате образовательных проектов, игр и интерактивных мероприятий, способны развивать у школьников функциональную грамотность, которая поможет им лучше ориентироваться в современном информационном пространстве.
Список литературы
1. Лукина, А. Г. (2022). Мультимедийные технологии в школьной библиотеке как средство развития функциональной грамотности. / Библиотека и дети, 1, 14-20.
Богатырева, Н. И. (2020). Роль школьной библиотеки в формировании информационной культуры школьников. / Вестник библиотековедения, 4, 45-52.
Кузьмина, Е. В. (2018). Взаимодействие школьной библиотеки и педагогов в образовательном процессе. / Библиотека и школа, 5, 12-18.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат