РОЛЬ ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Галкина Татьяна Вячеславовна,
библиотекарь-педагог МОУ "ЛАГОЛОВСКАЯ ШКОЛА" Ленинградская область
Аннотация. В статье рассматривается роль школьного библиотекаря в современном образовательном процессе. Особое внимание уделяется изменению функций школьной библиотеки в условиях цифровизации образования и новым задачам библиотекаря. Описаны основные направления работы, включающие поддержку учебного процесса, развитие информационной грамотности учащихся, организацию внеклассных мероприятий и создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности. В статье также представлены рекомендации для эффективной работы библиотекаря как педагога и координатора образовательного процесса.
Ключевые слова: школьная библиотека, информационная грамотность, образовательный процесс, поддержка учебной деятельности, цифровизация образования, педагог-библиотекарь.
В современных условиях, когда информация становится всё более доступной, а образовательный процесс активно переходит в цифровую среду, роль школьного библиотекаря значительно расширяется. Он перестаёт быть исключительно хранителем книг и становится активным участником образовательного процесса, выполняя функции педагога, информационного координатора и консультанта для учеников и учителей. Школьная библиотека преобразуется из традиционного места для чтения и работы с книгами в многофункциональное образовательное пространство.
В связи с этим на первый план выходит необходимость переосмысления роли школьного библиотекаря. Он не только помогает учащимся найти нужные материалы для обучения, но и активно способствует развитию информационной грамотности, самостоятельного критического мышления, а также интереса к чтению и знаниям. В данной статье мы рассмотрим ключевые аспекты работы школьного библиотекаря в образовательном процессе, его взаимодействие с учениками и педагогами, а также задачи и вызовы, с которыми он сталкивается в условиях современной школы.
Рассмотрим роль школьного библиотекаря в образовательном процессе.
Одной из основных функций школьного библиотекаря является поддержка учебного процесса. Это включает в себя помощь учащимся в подборе литературы для выполнения учебных заданий, курсовых и исследовательских работ, а также предоставление ресурсов для самостоятельного обучения. Важно, чтобы библиотекарь мог ориентироваться в учебных программах разных предметов и предлагать актуальные книги, статьи, цифровые источники, которые способствуют углублению знаний учащихся по изучаемым темам.
Современная школьная библиотека должна быть гибкой и открытой для использования как печатных, так и электронных ресурсов. Важно обеспечить доступ к современным образовательным платформам и базам данных, которые могут быть полезны как для учащихся, так и для учителей.
Одним из важнейших направлений работы школьного библиотекаря становится развитие информационной грамотности учащихся. В условиях изобилия информации, которая доступна в интернете, ученики должны уметь критически оценивать источники, отбирать достоверные данные и эффективно использовать их для учебы. Библиотекарь выступает в роли проводника в мире информации, обучая школьников навыкам поиска, анализа и систематизации данных.
Организация занятий и тренингов по информационной грамотности помогает учащимся развивать критическое мышление, осознанное потребление информации и навыки работы с источниками, что особенно важно в эпоху «фейковых» новостей и дезинформации.
Важной частью работы библиотекаря является организация внеклассных мероприятий, направленных на развитие интереса к литературе и искусству, а также на расширение кругозора школьников. Это могут быть литературные вечера, конкурсы чтецов, встречи с писателями, тематические книжные выставки, викторины и турниры по литературе. Такие мероприятия помогают ученикам развивать любовь к чтению, повышают их интерес к литературному наследию и способствуют интеллектуальному и творческому развитию.
Библиотекарь также может организовывать клубы по интересам, например, литературные клубы или клубы любителей научной литературы, где учащиеся могут обмениваться мнениями о прочитанных книгах, обсуждать актуальные вопросы и делиться своими творческими наработками.
Школьная библиотека должна быть местом, где ученики могут заниматься самостоятельными исследованиями и проектной деятельностью. Библиотекарь помогает организовать работу с информационными ресурсами, подбирает материалы для научных проектов и учебных исследований, консультирует по вопросам оформления работы и использования библиографических источников.
Особенно актуальной эта функция становится в старших классах, когда учащиеся начинают готовиться к написанию исследовательских работ и проектов для участия в научных конкурсах и олимпиадах. Важно, чтобы школьная библиотека предоставляла доступ к широкому спектру научной и учебной литературы, а также к современным электронным базам данных.
Библиотекарь активно взаимодействует с педагогическим коллективом школы, помогая учителям в подборе учебной литературы, методических материалов и ресурсов для проведения уроков. Важно, чтобы библиотекарь был в курсе образовательных программ и требований, знал о новых поступлениях в библиотеку и мог рекомендовать учителям актуальные книги и материалы по темам учебных предметов.
Кроме того, библиотекарь может помогать учителям в организации внеклассной деятельности, таких как проекты и исследования, тематические уроки и учебные мероприятия, где школьники могут использовать ресурсы библиотеки для углубленного изучения тем.
Цифровизация образования вносит значительные изменения в работу школьного библиотекаря. Сегодня библиотека должна предоставлять доступ не только к печатным изданиям, но и к электронным ресурсам, что требует от библиотекаря навыков работы с новыми технологиями. Кроме того, школьникам необходимо обучаться навыкам работы с цифровыми источниками, что также возлагает на библиотекаря задачу по развитию цифровой грамотности.
Одной из проблем, с которыми сталкивается современный школьный библиотекарь, является снижение интереса к чтению традиционных книг у школьников. Важно найти баланс между использованием современных технологий и продвижением ценности традиционного чтения. Библиотекарь должен находить способы стимулировать интерес учащихся к литературе через интеграцию цифровых и печатных ресурсов, а также через участие в различных литературных проектах и мероприятиях.
В заключение отметим, что роль школьного библиотекаря в образовательном процессе невозможно переоценить. Это не просто специалист по работе с книгами, но и активный участник образовательного процесса, который помогает развивать у школьников информационную и читательскую грамотность, интерес к знаниям и умение критически мыслить. Современная школьная библиотека должна стать центром образовательной и культурной жизни школы, а библиотекарь — ключевой фигурой в её организации.
Для успешного выполнения своих задач библиотекарь должен постоянно развивать свои профессиональные навыки, быть в курсе новых образовательных тенденций и уметь адаптироваться к изменениям в сфере технологий и образования. Его работа является важным звеном в формировании всесторонне развитой, грамотной и критически мыслящей личности школьника.
Список литературы
Богатырева, Н. И. (2020). Роль школьной библиотеки в формировании информационной культуры школьников. Вестник библиотековедения, 4, 45-52.
Кузьмина, Е. В. (2018). Взаимодействие школьной библиотеки и педагогов в образовательном процессе. Библиотека и школа, 5, 12-18.
Соловьева, А. А. (2021). Развитие информационной грамотности школьников: роль библиотекаря. Информационные технологии в образовании, 2, 28-34.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат