Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в процессе коррекционной работы с дошкольниками . Работа №72780

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в процессе коррекционной работы с дошкольниками
Работа:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

 

Юрченко Татьяна Александровна, учитель-логопед

МБДОУ города Новосибирска "Детский сад №133"

 

Аннотация: В статье рассматривается значимость участия родителей в логопедической работе с дошкольниками и их роль в организации домашних заданий. Особое внимание уделяется важности взаимодействия логопеда с родителями для достижения положительных результатов в коррекции речевых нарушений у детей. Описаны эффективные подходы к выполнению домашних заданий, которые помогают закрепить навыки, полученные в процессе логопедических занятий. Рассматриваются рекомендации для родителей по созданию благоприятной среды для занятий, а также формы и методы взаимодействия логопеда с семьей.

Ключевые слова: логопед, дошкольники, речевые нарушения, домашние задания, взаимодействие с родителями, коррекция речи, развитие речи.

 

Роль родителей в логопедической работе с дошкольниками невозможно переоценить. Логопедические занятия, проводимые в детском саду, безусловно, играют важную роль в коррекции речевых нарушений, однако для достижения наилучших результатов необходима системная работа и дома. Родители, которые активно включаются в процесс, могут значительно ускорить достижение положительного эффекта. Домашние задания, организованные грамотно и с учетом особенностей ребенка, помогают закрепить полученные на занятиях навыки и способствуют их быстрому развитию.

Одной из ключевых задач учителя-логопеда в ДОУ является наладить контакт с родителями, объяснить им важность регулярных домашних упражнений и дать четкие инструкции по их выполнению. Родителям важно понимать, что выполнение домашних заданий – это не просто необходимость, а часть повседневной жизни ребенка, где игра и обучение могут быть легко совмещены.

Воспитание и развитие речи ребенка – это процесс, требующий постоянного внимания. Даже если ребенок посещает логопеда несколько раз в неделю, без практики и повторения дома полученные навыки могут утратиться. Это связано с тем, что маленькие дети быстро забывают информацию, если она не повторяется и не закрепляется в повседневной жизни. Домашние занятия помогают ребенку лучше усваивать новый материал и адаптироваться к требованиям школьного обучения в будущем.

Кроме того, дети дошкольного возраста зачастую стремятся подражать родителям, и если они видят, что их родители активно включаются в процесс их обучения, это вызывает у них больше интереса и мотивации к занятиям. Родители являются для ребенка примером, и их участие создает положительный настрой на выполнение домашних заданий.

Организация домашних заданий должна учитывать возрастные особенности дошкольников. Важно понимать, что дети быстро устают от монотонных занятий, поэтому выполнение домашних упражнений должно быть максимально разнообразным и интересным. Игровая форма подачи материала делает задания привлекательными для ребенка и позволяет ему легче усваивать материал.

Учитель-логопед может предложить родителям следующие рекомендации:

1. Создание режима занятий. Регулярность занятий – это ключ к успеху. Домашние задания рекомендуется выполнять ежедневно, при этом продолжительность занятия не должна превышать 10-15 минут. Лучше проводить занятия в то время, когда ребенок наиболее активен, например, после завтрака или перед дневным сном.

2. Игровая форма занятий. Для дошкольников очень важно, чтобы процесс обучения был увлекательным и интересным. Например, можно использовать карточки с изображениями, игры на классификацию предметов, загадки, настольные игры и другие игровые методы. Важно, чтобы задания не казались ребенку скучными или слишком сложными.

3. Постепенное усложнение упражнений. Задания должны быть посильными для ребенка. Логопед помогает родителям подбирать упражнения таким образом, чтобы они постепенно усложнялись по мере того, как ребенок осваивает новый материал. Начинать стоит с простых игр, затем переходить к заданиям, требующим больше концентрации и внимания.

4. Обратная связь. Родители должны регулярно обсуждать с логопедом успехи и трудности, с которыми сталкивается ребенок при выполнении домашних заданий. Это позволяет вовремя скорректировать программу занятий, учесть индивидуальные особенности ребенка и подобрать более подходящие методы.

5. Позитивная атмосфера. Важно создавать для ребенка комфортные условия для занятий, избегать давления и стресса. Родители должны хвалить ребенка за малейшие успехи, поддерживать и мотивировать его. Это формирует у ребенка положительное отношение к учебной деятельности в целом и к логопедическим занятиям в частности.

Эффективная работа по коррекции речи невозможна без тесного взаимодействия между логопедом и родителями. Логопед должен не только назначить домашние задания, но и научить родителей, как правильно их выполнять, какие упражнения помогут ребенку развить правильную артикуляцию, улучшить фонематическое восприятие и расширить словарный запас.

Для достижения максимальных результатов логопед может проводить консультации для родителей, объясняя им, как взаимодействовать с ребенком в ходе выполнения домашних заданий. Можно также организовывать специальные встречи, на которых родители могут задавать вопросы, делиться своими наблюдениями и получать обратную связь от специалиста.

Логопед также может рекомендовать использование современных информационных технологий. Существуют различные приложения и онлайн-ресурсы, которые помогают организовать логопедические занятия дома в игровой и интерактивной форме. Это могут быть игры на развитие слухового восприятия, упражнений на артикуляцию и другие полезные материалы.

Домашние задания должны быть направлены на закрепление навыков, над которыми работал логопед на занятиях. Вот несколько примеров игр и упражнений, которые родители могут проводить дома с ребенком:

1. Артикуляционная гимнастика. Родители вместе с ребенком могут выполнять упражнения для развития речевого аппарата. Например, игра "Веселый язык" – это комплекс упражнений, которые развивают подвижность языка, губ и челюсти. Задания включают вытягивание языка, покусывание губ, надувание щек и т. д.

2. Игры с картинками. Можно использовать карточки с изображениями предметов, животных, растений и предложить ребенку назвать, что изображено на картинке, объяснить, где это встречается, какие звуки произносятся в названии.

3. Чтение и пересказ. Родители могут читать ребенку короткие рассказы или сказки, а затем просить его пересказать прочитанное, обращая внимание на правильное произношение и построение предложений.

4. Игры на развитие фонематического слуха. Это может быть игра "Угадай звук", где ребенок должен определить, с какого звука начинается слово или какой звук отсутствует в предложенном слове.

Роль родителей в логопедической работе с дошкольниками является ключевой для успешного развития речевых навыков у детей. Грамотно организованные домашние задания, поддержка и заинтересованность родителей позволяют ускорить процесс коррекции речи и помогают ребенку закрепить полученные на занятиях навыки. Важно, чтобы родители взаимодействовали с логопедом, выполняли рекомендации специалиста и создавали для ребенка благоприятные условия для обучения дома.

 

Список литературы

 

Ажищева

Т.А. Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-formy-raboty-uchitelya-logopeda-s-roditelyami (дата обращения: 14.10.2024).

Боровик, М. И. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком / М. И. Боровик, Н. О. Карасева. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33732/ (дата обращения: 14.10.2024).

Коротовских Т.В. Взаимодействие логопеда и семьи старшего дошкольника с общим недоразвитием речи // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-logopeda-i-semi-starshego-doshkolnika-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 14.10.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×