ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО И ЛИТЕРАТУРЫ
Сергеева Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Завидово
Аннотация: Статья посвящена важности формирования навыков смыслового чтения у школьников на уроках русского языка и литературы. Рассматриваются методы и приемы, способствующие развитию навыков анализа и интерпретации текста, а также использование различных видов чтения. Подчеркивается роль учителя в этом процессе и предлагаются практические рекомендации для организации уроков, направленных на развитие смыслового восприятия текста.
Ключевые слова: смысловое чтение, навыки чтения, русский язык, литература, анализ текста, интерпретация, чтение вслух, чтение про себя.
Современное образование ставит перед учителями русской языка и литературы задачи, выходящие за рамки простого механического освоения правил и норм языка. Одной из важнейших компетенций, которые должны развиваться у учащихся, является навык смыслового чтения. Смысловое чтение предполагает не только понимание текста на уровне его буквального содержания, но и способность анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное. Оно играет ключевую роль в формировании критического мышления, эмоционального восприятия и способности к самообразованию.
Смысловое чтение можно рассматривать как активный процесс, в котором читатель становится не просто пассивным получателем информации, но и активным участником, который создает смысл текста. Успешное освоение навыков смыслового чтения требует от учащихся умения устанавливать связи между словами и предложениями, определять главную мысль, выделять важные детали и осмыслять прочитанное. Это невозможно без глубокого понимания структуры текста и его содержания.
Методы формирования навыков смыслового чтения разнообразны и должны соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся. Один из наиболее эффективных способов — это использование чтения вслух. Чтение вслух не только развивает навыки произношения, но и помогает детям лучше воспринимать текст, так как они могут сосредоточиться на его содержании, не отвлекаясь на механические действия. Важно, чтобы учитель правильно выбирал тексты для чтения, ориентируясь на интересы и возраст детей. Например, при чтении произведений классической литературы можно акцентировать внимание на эмоциональной насыщенности и языковых особенностях текста, обсуждая с детьми, как автор передает чувства героев.
Другим важным методом является чтение про себя, которое требует от учащихся большей концентрации и анализа. Учитель может предлагать различные задания после чтения, направленные на проверку понимания текста. Это могут быть вопросы на понимание, задания на нахождение ключевых слов, составление краткого содержания или пересказ прочитанного. Чтение про себя развивает способность выделять основное, искать смысл в тексте и формировать собственное мнение. При этом важно учитывать, что чтение про себя не должно сводиться только к механическому восприятию текста; необходимо активно работать с его содержанием.
На уроках литературы можно использовать различные техники анализа текста, которые способствуют формированию навыков смыслового чтения. Одной из таких техник является метод «Система-структура», который предполагает выделение основных элементов текста: тема, идея, композиция, язык. Учитель может предлагать учащимся составлять схемы, графики или таблицы, которые помогут визуализировать структуру произведения и осознать его содержание. Например, при изучении рассказа или повести ученики могут выделять ключевые события, описания персонажей и их характеристики, что поможет глубже понять идею автора.
Обсуждение текста в классе также играет важную роль в развитии смыслового чтения. Коллективный анализ произведения позволяет детям обмениваться мнениями, сравнивать свои взгляды и учиться аргументировать свои позиции. Учитель может задавать провокационные вопросы, которые побудят учащихся размышлять о прочитанном, рассуждать о мотивах героев и обсуждать их поступки. Это формирует у детей навыки критического мышления и способность глубже анализировать текст, видеть его многослойность и противоречивость.
Не менее важным аспектом является использование литературных произведений различных жанров и стилей. Это позволяет школьникам знакомиться с разными формами выражения мыслей и чувств, расширяет их кругозор и развивает культурное восприятие. Например, изучение поэзии требует особого подхода: ритм, рифма, аллитерация и другие выразительные средства языка создают особую атмосферу, способствующую глубокому эмоциональному восприятию текста. Учитель может предложить учащимся анализировать поэтические тексты, выделяя их структурные особенности и создавая свои интерпретации.
Формирование навыков смыслового чтения также тесно связано с развитием словарного запаса. Учащиеся должны уметь не только читать, но и понимать значения новых слов и выражений, уметь использовать их в своей речи. Учитель может внедрять специальные занятия по обогащению словарного запаса, где учащиеся будут находить синонимы, антонимы, составлять словосочетания и предложения с новыми словами. Это будет способствовать не только пониманию текста, но и улучшению общей речевой культуры.
На уроках русского языка можно применять различные игровые формы работы, которые сделают процесс обучения более увлекательным и эффективным. Например, игры на внимание, ассоциации или кроссворды помогут закрепить изученный материал и развить навыки смыслового чтения в непринужденной обстановке. Учитель может создавать задания, где учащиеся будут работать в группах, обсуждая и анализируя тексты, что позволит им чувствовать себя более уверенно и свободно в классе.
Необходимо отметить, что обратная связь между учителем и учениками играет ключевую роль в формировании навыков смыслового чтения. Учитель должен регулярно оценивать уровень понимания текста, предоставляя конструктивную обратную связь и советы по улучшению читательских навыков. Важно, чтобы ученики чувствовали поддержку и понимание со стороны учителя, что создаст атмосферу доверия и сотрудничества.
В заключение, формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы — это комплексный процесс, требующий творческого подхода со стороны учителя. Разнообразные методы и приемы, такие как чтение вслух и про себя, анализ текстов, обсуждение, работа с лексикой и игровые формы, позволяют создать условия для активного и глубокого понимания текста. Успешное овладение навыками смыслового чтения способствует не только развитию языковых способностей, но и формированию у школьников критического мышления, что является важным аспектом их общего образования.
Список литературы
Говейлер
, Т. Ж. Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в основной школе / Т. Ж.
Говейлер
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 385-388. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81156/ (дата обращения: 15.10.2024).
Пяткова О. Б. Формирование стратегий смыслового чтения текстовой информации у обучающихся // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». – 2017. – № V7. – С. 72–76. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170162.htm.
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы: учебно-методическое пособие / составители: В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. –
Саратов :
ГАУ ДПО «СОИРО», 2023. – 64 с. ISBN 978-5-9980-0607-4
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат