ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЯХ В ДОУ
Белоцкая Наталья Фёдоровна, воспитатель
МБДОУ "Тигильский детский сад "Каюмка"
Аннотация: В статье рассматриваются современные интерактивные методы проведения родительских собраний в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Применение интерактивных технологий позволяет повысить уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс, улучшить взаимопонимание между педагогами и семьями, а также создать благоприятную атмосферу сотрудничества. Приводятся примеры различных методов, таких как тренинги, ролевые игры, групповое обсуждение, и их влияние на взаимодействие родителей с воспитателями и детьми.
Ключевые слова: интерактивные методы, родительские собрания, ДОУ, сотрудничество, участие родителей, коммуникация.
Родительские собрания являются важным звеном в системе работы дошкольных образовательных учреждений. Это не только площадка для информирования родителей о ходе воспитательного процесса, но и уникальная возможность выстроить эффективное взаимодействие между воспитателями и семьями. Традиционные формы проведения таких мероприятий порой вызывают у родителей скуку или нежелание активно участвовать в обсуждениях. В связи с этим возникает необходимость поиска новых форм и методов взаимодействия, которые помогут сделать собрания более продуктивными и интересными. Одним из эффективных способов является использование интерактивных методов.
Интерактивные методы представляют собой систему приема и передачи информации, при которой обе стороны — педагог и родители — активно вовлечены в процесс. Это предполагает двустороннее взаимодействие, в ходе которого родители не просто слушают, но и участвуют в обсуждениях, решении задач, обмене опытом. Подобные методы способствуют созданию атмосферы доверия и взаимопонимания, что крайне важно для успешного сотрудничества между ДОУ и семьями воспитанников.
Одним из наиболее распространенных и эффективных интерактивных методов является групповая дискуссия. На таких собраниях воспитатели могут предложить для обсуждения конкретные вопросы, связанные с воспитанием детей, их развитием и повседневными ситуациями. Например, можно обсудить, как реагировать на капризы ребенка, как развивать самостоятельность, что делать в случае проявления агрессии. Родители получают возможность высказать свою точку зрения, поделиться личным опытом, услышать советы специалистов и мнения других родителей. Это создает неформальную атмосферу, которая способствует активному вовлечению всех участников.
Еще одним интерактивным методом является тренинг. Тренинговый формат предполагает практическое отработку тех или иных навыков. В рамках родительского собрания это может быть тренинг по развитию коммуникативных навыков, управлению эмоциями или работе с детскими страхами. Примером может быть тренинг на тему «Как правильно общаться с ребенком, когда он не слушается». Воспитатель предлагает родителям проиграть несколько ситуаций, в которых они могут отработать навыки конструктивного общения с ребенком. Такой подход помогает родителям не только получить теоретические знания, но и закрепить их на практике.
Важным элементом интерактивных методов являются ролевые игры. Суть этого метода заключается в том, что родители вместе с педагогом разыгрывают определенные жизненные ситуации, в которых нужно найти решение проблемы. Например, можно разыграть сцену, где ребенок отказывается выполнять просьбу взрослого. Один из родителей вживается в роль ребенка, другой — взрослого, а воспитатель следит за процессом и помогает корректировать действия. Подобные ролевые игры дают возможность взглянуть на проблему с разных сторон, понять чувства ребенка, а также увидеть собственные ошибки в общении с ним.
Для повышения мотивации родителей к участию в родительских собраниях можно использовать метод мозгового штурма. Этот метод предполагает генерацию идей и предложений по определенной теме. Например, на собрании можно обсудить, какие меры можно принять для улучшения дисциплины в группе или как можно организовать совместные мероприятия для детей и родителей. Важно, чтобы все идеи записывались и обсуждались, что даст родителям ощущение, что их мнение имеет значение, и они активно участвуют в жизни ДОУ.
Также полезным инструментом для интерактивных собраний могут стать опросы и анкеты, которые позволяют заранее узнать мнение родителей по определенным вопросам. Воспитатель может предложить заполнить анкету до собрания, чтобы выявить ожидания и вопросы, которые волнуют родителей, а затем обсудить результаты во время встречи. Это дает возможность более точечно строить диалог и обсуждать именно те темы, которые актуальны для данной группы.
Интерактивные методы помогают вовлечь родителей в процесс обсуждения и принятия решений, касающихся воспитания и образования их детей. Кроме того, они способствуют формированию чувства ответственности за результаты образовательного процесса и создают партнерскую атмосферу между воспитателем и родителями.
При этом важно учитывать, что использование интерактивных методов требует от воспитателей определенной подготовки. Необходимо продумать структуру встречи, выбрать актуальные темы для обсуждения, подготовить необходимые материалы и задания. Важно также создать комфортную обстановку, в которой родители будут чувствовать себя свободно и раскрепощенно, что позволит им активно включаться в процесс.
Таким образом, использование интерактивных методов на родительских собраниях в ДОУ — это не только современный подход, но и необходимый элемент эффективного взаимодействия между детским садом и семьями. Активное участие родителей в таких собраниях позволяет лучше понять потребности и особенности развития каждого ребенка, а также способствует созданию единого воспитательного пространства, где взрослые и дети работают в одном направлении — на благо успешного развития ребенка. В результате применения интерактивных методов растет доверие родителей к воспитателям, а также улучшается общая атмосфера в коллективе.
Использование интерактивных методов — это эффективный путь к построению партнерских отношений с родителями, направленных на успешное развитие и воспитание детей.
Список литературы
Бражникова
, В. И. Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации и проведению родительских собраний в интерактивной форме / В. И.
Бражникова
. —
Текст :
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5016/ (дата обращения: 15.10.2024).
Галстян
С
.
Г
.
Инновационные формы родительского собрания в дошкольной образовательной организации // Челябинский гуманитарий. 2016. №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-formy-roditelskogo-sobraniya-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 15.10.2024).
Королева Е
.
В
.
, Бабурина Е
.
Г
.
Использование интерактивных игр в работе с родителями // СДО. 2014. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-igr-v-rabote-s-roditelyami (дата обращения: 15.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат