ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ И СОТРУДНИЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ГРУППОВУЮ РАБОТУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Лысикова Юлия Алексеевна, учитель начальных классов
МБОУ школа №34 г. Воронеж
Аннотация: В статье рассматриваются методы формирования навыков коммуникации и сотрудничества у младших школьников через групповые формы работы. Подчеркивается значимость этих навыков для успешной социализации детей и их подготовки к дальнейшему обучению. Описаны практические приемы и технологии, которые могут быть использованы в образовательном процессе, а также примеры их применения в уроках. Авторы выделяют основные преимущества групповой работы и её влияние на развитие межличностных отношений среди учеников.
Ключевые слова: коммуникация, сотрудничество, групповая работа, начальные классы, навыки общения, образовательный процесс, межличностные отношения.
Современное образование ставит перед собой задачи, которые требуют от школьников не только знаний, но и развитых навыков общения, умения работать в команде и сотрудничать. Важность формирования этих навыков особенно актуальна в начальных классах, когда дети только начинают осваивать основы взаимодействия друг с другом. Групповая работа в образовательном процессе предоставляет уникальные возможности для развития навыков коммуникации и сотрудничества, что является основой успешной социализации ребенка.
Формирование навыков коммуникации у младших школьников начинается с осознания важности общения. На уроках необходимо создавать ситуации, способствующие взаимодействию между детьми, чтобы они могли не только выражать свои мысли, но и слушать и учитывать мнения своих сверстников. Один из эффективных методов — это групповая работа, которая позволяет детям учиться работать в команде, делиться идеями и находить совместные решения.
При организации групповой работы учителю следует учитывать состав групп. Оптимально, если в одной группе будут дети с разным уровнем подготовки и разными личностными характеристиками. Это способствует обмену опытом и идеями, а также позволяет каждому ребенку проявить себя. Кроме того, важно, чтобы в группах были как более активные, так и более спокойные дети, что обеспечит баланс в работе и позволит каждому члену группы внести свой вклад.
Важным аспектом является определение целей и задач групповой работы. Учитель должен заранее объяснить детям, что именно они должны достичь в ходе совместной деятельности. Это могут быть как учебные задачи, так и развивающие: создание совместного проекта, решение задачи, обсуждение прочитанного текста. Четкие цели помогают детям сосредоточиться на работе и понимать, как их усилия влияют на общий результат. Например, можно организовать проектную деятельность, в которой каждая группа создает свой мини-проект на определенную тему, а затем представляет его остальным классом.
Игровые методы также могут быть эффективно использованы в групповой работе. Например, учитель может организовать «мозговой штурм», где дети в группах генерируют идеи на заданную тему. Это не только развивает креативность, но и учит детей работать в команде, аргументировать свои идеи и уважать мнения других. Игровые элементы делают занятия более увлекательными и способствуют созданию позитивной атмосферы в классе.
При проведении групповых заданий очень важно формировать культуры взаимодействия. Учителю следует акцентировать внимание детей на том, как правильно вести диалог, высказывать свои мысли, аргументировать свою позицию, а также внимательно слушать других. Уроки, где основное внимание уделяется навыкам общения, могут включать в себя упражнения на активное слушание, дискуссии, ролевые игры. Например, можно организовать дебаты на актуальные для детей темы, что поможет им развить навыки аргументации и научит конструктивно выражать свои мысли.
Групповая работа также дает возможность учителю оценивать взаимодействие учеников. Наблюдая за работой групп, педагог может заметить, кто из учеников активен в обсуждениях, кто проявляет инициативу, а кто, возможно, нуждается в дополнительной поддержке. Это позволяет корректировать подход к каждому ребенку и вовремя вносить изменения в процесс обучения.
Результатом успешной групповой работы может стать не только выполнение учебных заданий, но и формирование положительных межличностных отношений между учениками. Сплоченные группы могут помочь детям преодолевать трудности, общаться друг с другом и находить друзей. Важно создать атмосферу доверия, где каждый ребенок сможет свободно высказывать свои мысли, не боясь осуждения. Уроки должны быть настроены на сотрудничество, а не на соревнование. Учитель может поощрять совместные успехи группы, отмечая достижения каждого ее члена.
В процессе групповой работы дети учатся выстраивать свои коммуникационные стратегии, что особенно важно в современном мире, где коммуникация и сотрудничество становятся важными навыками для жизни. Обучение в малых группах способствует развитию критического мышления, помогает развивать эмоциональный интеллект и учит уважать и ценить мнения других людей.
Применение технологий также может существенно обогатить процесс групповой работы. Например, использование интерактивных досок, презентаций, онлайн-платформ для совместного редактирования документов делает работу более динамичной и позволяет детям быть более вовлеченными в процесс. Внедрение современных технологий помогает активизировать обучающихся, делает занятия более разнообразными и позволяет организовать взаимодействие в новых формах.
Таким образом, формирование навыков коммуникации и сотрудничества через групповую работу в начальных классах является необходимым и важным процессом. Использование разнообразных методов и приемов, таких как игровые элементы, проектная деятельность, обсуждения и совместные задания, позволяет создать позитивную образовательную среду, в которой дети могут развиваться как личность и учиться взаимодействовать друг с другом. Это, в свою очередь, способствует успешной социализации младших школьников и подготовке их к дальнейшему обучению и жизни в обществе.
Список литературы
Габеркорн
И
.
И
.
Формирование коммуникативных умений младших школьников посредством групповой учебной деятельности // Известия ВГПУ. 2018. №1 (124). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-umeniy-mladshih-shkolnikov-posredstvom-gruppovoy-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.10.2024).
Николаева М. С., Андросова М. И. Развитие навыков сотрудничества у учащихся младших классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 75–77. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770716.htm.
Омарова
, М. А. Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников / М. А.
Омарова
. —
Текст :
непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII
Междунар
. науч.
конф
. (г. Челябинск, январь 2017 г.). —
Челябинск :
Два комсомольца, 2017. — С. 80-82. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11606/ (дата обращения: 15.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат