Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младшего школьника на уроках русского языка. Работа №72814

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младшего школьника на уроках русского языка
Работа:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Лысикова Юлия Алексеевна, учитель начальных классов

МБОУ школа №34 г. Воронеж

 

Аннотация: В статье рассматривается использование дидактических игр в процессе обучения русскому языку в начальных классах как эффективного средства для формирования и развития познавательного интереса младших школьников. Автор выделяет ключевые аспекты, которые способствуют повышению мотивации и активности учащихся через игровые методики. Описываются примеры дидактических игр, их преимущества и роль в формировании речевых и грамматических навыков, а также развитие критического мышления и творческого подхода.

Ключевые слова: дидактическая игра, познавательный интерес, младший школьник, русский язык, методы обучения, игровая методика.

 

Современное образование ставит перед педагогами задачу не только передачи знаний, но и формирования у детей познавательного интереса, который будет способствовать их самостоятельному обучению и развитию в будущем. Одним из самых эффективных способов достижения этой цели является использование дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах. Игровая форма обучения помогает создать активную атмосферу, в которой дети могут учиться с удовольствием, проявляя свои способности и интерес к предмету.

Дидактическая игра — это специальная форма учебной деятельности, которая направлена на решение образовательных задач и имеет игровую основу. Основной целью таких игр является не только усвоение знаний, но и развитие навыков, которые способствуют успешному обучению. Важно понимать, что игра — это не просто развлечение; она служит мощным инструментом для стимулирования познавательной активности. Дети, вовлеченные в игровой процесс, становятся более активными, внимательными и заинтересованными в изучаемом материале.

Одним из главных преимуществ дидактических игр является то, что они помогают создать позитивную атмосферу на уроке. В игре ученики чувствуют себя комфортнее, меньше боятся ошибиться и могут свободно выражать свои мысли. Это особенно актуально для младших школьников, которые часто испытывают страх перед ошибками и неуверенность в своих знаниях. Игровая обстановка снижает уровень стресса и способствует развитию уверенности в себе. Например, игра «Собери слово» помогает детям в увлекательной форме научиться составлять слова из букв. Учащиеся могут работать в группах, что способствует развитию командного духа и навыков взаимодействия.

Следующим важным аспектом является то, что дидактические игры способствуют развитию речевых навыков. Уроки русского языка могут быть направлены на отработку различных аспектов языка: лексики, грамматики, фонетики и т.д. Например, игра «Кто быстрее?», где ученики должны за короткое время назвать как можно больше слов на заданную тему, помогает развивать словарный запас и тренировать быстроту реакции. В процессе игры дети учатся не только правильно произносить слова, но и формулировать свои мысли, что является важным аспектом речевого развития.

Кроме того, дидактические игры активно включают в себя элементы творческой деятельности. Например, игра «Сказочная галерея» предлагает детям создать свои собственные сказки на основе заданных слов. Это развивает воображение и креативность, а также помогает формировать навыки письма. Учащиеся могут работать в парах или группах, обсуждая идеи и совместно создавая текст. Такой подход не только повышает интерес к урокам, но и развивает умение сотрудничать и слушать мнение других.

Не менее важным является то, что игры помогают формировать критическое мышление у детей. Например, игра «Речевые дуэли» включает в себя обсуждение предложенных ситуаций, где ученики должны отстаивать свою точку зрения. Это не только развивает навыки аргументации, но и помогает детям учиться видеть разные стороны одной проблемы. Они учатся анализировать информацию, выстраивать логические цепочки и делать выводы. В этом контексте игра становится не только средством обучения, но и формой воспитания, способствующей развитию личности.

Использование дидактических игр также способствует более глубокому усвоению материала. В процессе игры учащиеся могут повторять и закреплять изученный материал в игровой форме, что значительно повышает его усвоение. Например, игра «Путешествие по стране Знаний», где ученики должны пройти через различные испытания и задачи, связанные с грамматикой и лексикой, помогает закрепить пройденный материал и делает его более доступным для понимания. В результате дети не только запоминают правила, но и понимают, как их применять на практике.

Важно отметить, что при организации дидактических игр учитель должен осознавать их цель и структуру. Перед началом игры необходимо объяснить правила и цель, а также предоставить обратную связь после игры. Это поможет детям лучше понять, что они сделали правильно, а над чем еще нужно поработать. Учитель должен быть активным участником игрового процесса, направляя и поддерживая учеников, а также создавая условия для активного участия каждого ребенка.

Кроме того, следует учитывать, что игры должны быть разнообразными и адаптированными к уровню подготовки учеников. Например, можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы игр. Это позволит учитывать интересы и способности каждого ребенка. Также важно следить за динамикой группы и корректировать ход игры в зависимости от состояния учеников: если дети утомились, можно провести короткую физкультминутку или сменить вид деятельности.

Современные технологии также могут стать хорошим помощником в организации дидактических игр. Использование интерактивных досок, образовательных приложений и онлайн-игр позволяет сделать уроки более интерактивными и увлекательными. Это значительно повышает интерес и мотивацию учащихся.

В заключение, дидактическая игра является одним из наиболее эффективных средств для развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка. Она способствует формированию речевых навыков, развитию критического мышления, творческих способностей и уверенности в себе. Использование разнообразных форм игр, учет индивидуальных особенностей учеников и применение современных технологий делает процесс обучения более увлекательным и эффективным. Учителям начальных классов важно осознавать значение дидактических игр и интегрировать их в учебный процесс, создавая тем самым условия для успешного и радостного обучения каждого ребенка.

 

Список литературы

 

Горелова, И. В. Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе / И. В. Горелова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14720/ (дата обращения: 15.10.2024).

Калиткина

О

.

В

.

Познавательные (дидактические) игры и упражнения для учащихся начальных классов на уроках русского языка при изучении имени существительного // Образовательный процесс. 2019. №4 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnye-didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-dlya-uchaschihsya-nachalnyh-klassov-na-urokah-russkogo-yazyka-pri-izuchenii-imeni (дата обращения: 15.10.2024).

Туласынова

Н.Ю., Громова А.С.

Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках русского языка

// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-didakticheskih-igr-dlya-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 15.10.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×