ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОУ
Дергунова Виктория Александровна, воспитатель
МБДОУ № 22, обл. Сахалинская, с. Бошняково
Аннотация. В статье рассматривается применение сказкотерапии как эффективного инструмента в воспитательном процессе в детских образовательных учреждениях. Описываются основные принципы и техники сказкотерапии, её влияние на эмоциональное развитие детей, формирование социальной активности и развитие креативности. Приводятся примеры использования сказкотерапии в разновозрастной группе детей 5–7 лет, а также рекомендации для воспитателей по внедрению сказкотерапевтических методов в повседневную практику. В статье подчеркивается, что сказкотерапия способствует не только эмоциональному, но и интеллектуальному развитию детей, а также укреплению их психического здоровья.
Ключевые слова: сказкотерапия, воспитательный процесс, дошкольное образование, эмоциональное развитие, креативность, социальная активность, разновозрастная группа.
Сказкотерапия — это метод психологической помощи и обучения, основанный на использовании сказок и рассказов для решения различных эмоциональных и психологических проблем у детей. В дошкольном образовании сказкотерапия играет важную роль, позволяя воспитателям не только развивать творческие способности детей, но и помогать им справляться с эмоциональными трудностями, развивать социальные навыки и формировать позитивное восприятие окружающего мира. Воспитатели старших разновозрастных групп (5–7 лет) могут эффективно применять сказкотерапию как средство, способствующее гармоничному развитию детей.
Принципы и техники сказкотерапии
Принципы сказкотерапии. Индивидуальный подход. Каждому ребенку важно предоставлять возможность выбрать, какие сказки ему нравятся, а также учитывать его возрастные и психологические особенности.
Безопасное пространство. Создание комфортной и доверительной атмосферы позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства, что важно для эффективной работы со сказками.
Игра. Использование игровых методов в сказкотерапии помогает сделать процесс обучения увлекательным и доступным для детей, развивая их креативность и воображение.
Техники сказкотерапии. Чтение и обсуждение сказок. Воспитатель читает детям сказки, а затем проводит обсуждение, в ходе которого дети могут делиться своими эмоциями и переживаниями, связанными с прочитанным.
Создание собственных сказок. Дети могут придумывать свои истории, что помогает развивать их креативные способности и уверенность в себе.
Ролевые игры. Воспитатель предлагает детям разыграть ситуации из сказок, что способствует развитию социальных навыков и эмоционального интеллекта.
Иллюстрации и визуализация. Дети могут рисовать или лепить персонажей своих любимых сказок, что позволяет им лучше осознать содержание и эмоции, связанные с произведением.
Влияние сказкотерапии на детей 5–7 лет
Эмоциональное развитие. Сказкотерапия помогает детям лучше понимать свои эмоции и чувства. Через героев сказок они учатся сопереживать, анализировать поведение других и находить решения в трудных ситуациях. Например, обсуждая поступки героев, дети могут осознать, как важно быть добрым и отзывчивым, что формирует их эмоциональный интеллект.
Социальная активность. Сказкотерапия способствует развитию социальных навыков. Участвуя в обсуждениях и ролевых играх, дети учатся работать в команде, выражать свои мысли и слушать других. Это особенно важно в разновозрастной группе, где дети могут обмениваться опытом и учиться друг у друга.
Развитие креативности. Создание собственных сказок и участие в ролевых играх развивает креативность и воображение детей. Они учатся мыслить нестандартно, придумывать оригинальные сюжеты и персонажей, что способствует формированию творческого подхода к решению проблем в будущем.
Примеры использования сказкотерапии в ДОУ
Пример 1: Чтение и обсуждение
Воспитатель выбирает сказку, в которой герои сталкиваются с трудностями, например, «Колобок». После чтения он задает вопросы:
Почему Колобок убежал от бабушки и дедушки?
Как вы думаете, что чувствовал Колобок, когда встретил лису?
Что можно было сделать, чтобы избежать неприятностей?
Такое обсуждение помогает детям осмыслить поведение героев и сравнить его с собственным опытом.
Пример 2: Создание собственных сказок
Воспитатель предлагает детям придумать свою сказку о том, как животные в лесу решали проблему нехватки еды. Дети могут работать в парах или группах, придумывая персонажей и сюжет. В итоге они могут представить свои истории группе, развивая навыки публичного выступления и креативности.
Пример 3: Ролевые игры
После прочтения сказки «Теремок» воспитатель организует ролевую игру, где каждый ребенок может сыграть роль одного из героев. Это помогает детям понять, как важно сотрудничество и дружба. В процессе игры они обсуждают, как лучше строить теремок вместе, и какие качества важны для дружбы.
Пример 4: Визуализация и творчество
После обсуждения сказки «Золушка» воспитатель предлагает детям нарисовать свои версии Золушки или её платья для бала. Это помогает детям не только развивать художественные навыки, но и осмыслять прочитанное, выражая свои чувства через искусство.
Рекомендации для воспитателей. Выбор сказок. Подбирайте сказки, соответствующие возрастным особенностям и интересам детей. Это поможет поддерживать их внимание и заинтересованность.
Создание атмосферы. Убедитесь, что в группе создана безопасная и доверительная атмосфера, где дети могут свободно выражать свои мысли и чувства.
Разнообразие методов. Используйте разные техники сказкотерапии, чтобы сделать процесс более увлекательным и многогранным.
Интеграция в повседневную практику. Старайтесь внедрять элементы сказкотерапии в повседневные занятия, будь то занятия по развитию речи, художественному творчеству или физическому воспитанию.
Обратная связь. Регулярно обсуждайте с детьми, что им понравилось, какие чувства они испытывали во время занятий, что они узнали нового. Это поможет лучше понимать потребности и интересы группы.
Сказкотерапия является ценным инструментом в воспитательном процессе в ДОУ, особенно в разновозрастных группах 5–7 лет. Она способствует эмоциональному развитию детей, формирует социальные навыки и развивает креативность. Воспитатели могут эффективно использовать методы сказкотерапии, чтобы создать увлекательную и поддерживающую атмосферу, где каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал и научиться справляться с эмоциями и трудностями.
Список литературы
Пастухова, И. В. Использование сказкотерапии в детском саду / И. В. Пастухова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 65-66. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1225/
Ручий, Н. П. Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки» / Н. П. Ручий. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 54-61. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1657/
Шарова, А. В. Влияние сказкотерапии на развитие и формирование личности ребенка дошкольного возраста / А. В. Шарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 191-193. — URL:
https://moluch.ru/archive/459/100954/
Щукина, Е. Г. Сказкотерапия как метод подготовки к школе / Е. Г. Щукина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 681-683. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15728/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат