ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дергунова Виктория Александровна, воспитатель
МБДОУ № 22, обл. Сахалинская, с. Бошняково
Аннотация. Статья рассматривает роль изобразительного искусства в патриотическом воспитании дошкольников в старшей разновозрастной группе (5-7 лет). Особое внимание уделяется различным формам и методам работы, направленным на формирование у детей патриотических чувств, понимания национальной культуры и истории. Описываются художественные занятия, которые могут помочь детям лучше понять и почувствовать любовь к Родине, а также развить творческие способности. В статье представлены практические рекомендации для воспитателей по организации изобразительной деятельности с учетом патриотического содержания.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники, изобразительное искусство, художественная деятельность, национальная культура, воспитание, старшая разновозрастная группа.
Патриотическое воспитание дошкольников — одна из важнейших задач воспитания в системе образования. В современном мире, насыщенном информацией и различными культурными влияниями, особенно важно формировать у детей чувства принадлежности к своей стране, гордости за ее достижения и уважения к ее традициям. Изобразительное искусство, как доступный и привлекательный для детей вид деятельности, играет важную роль в этом процессе.
Значение патриотического воспитания в дошкольном возрасте
Формирование основ патриотизма
Патриотизм формируется с раннего возраста через познание истории своей страны, ее культурных традиций и обычаев. Важно, чтобы дети понимали значение национальных символов, таких как флаг и герб, знали о выдающихся людях своей страны и их достижениях. Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте помогает детям не только узнать о своей стране, но и развить у них чувство гордости за свою родину, что будет способствовать их дальнейшему становлению как граждан, способных принимать активное участие в жизни общества.
Роль изобразительного искусства
Изобразительное искусство предоставляет множество возможностей для выражения патриотических чувств. Через рисование, лепку, аппликацию и другие виды художественной деятельности дети могут передать свои эмоции и впечатления о родной стране. Художественные занятия позволяют дошкольникам осваивать не только художественные навыки, но и развивать умение анализировать и оценивать окружающую действительность, а также формировать свои представления о патриотизме.
Методы и формы работы с дошкольниками
1. Творческие занятия
Творческие занятия, в которых используются элементы изобразительного искусства, могут быть разнообразными. Важно выбирать темы, связанные с родной природой, культурой и историей. Например, рисование пейзажей своей страны, создание коллажей на тему национальных праздников или создание поделок из природных материалов — все это помогает детям понять и ощутить красоту и богатство своей Родины.
Пример занятия:
Тема: «Моя Родина — Россия»
Цель: Ознакомить детей с символикой страны.
Ход занятия:
Воспитатель рассказывает о гербе, флаге и гимне России.
Дети рисуют герб или флаг своей страны.
В конце занятия организуется выставка работ.
2. Подготовка к праздникам
Подготовка к национальным праздникам — отличная возможность для воспитателей организовать патриотические мероприятия. Важными событиями могут быть День Победы, День России, а также другие памятные даты. В рамках подготовки можно провести мастер-классы по изготовлению открыток, плакатов, праздничных атрибутов.
Пример занятия:
Тема: «Празднование Дня Победы»
Цель: Формирование уважения к истории страны.
Ход занятия:
Обсуждение значимости Дня Победы.
Создание открыток с изображением символов победы.
Подготовка совместного рисунка на тему мира и дружбы.
3. Путешествия по родным местам
Экскурсии и прогулки по историческим местам родного края помогут детям лучше узнать свою страну. При проведении таких мероприятий воспитатель может рассказывать детям о значимых событиях и личностях, которые связаны с теми местами, которые они посещают. Это создаст у детей более глубокое понимание своей истории и культуры.
Пример занятия:
Тема: «Экскурсия в парк славы»
Цель: Знакомство с памятниками и местами памяти.
Ход занятия:
Прогулка по парку, знакомство с памятниками.
Обсуждение, что значат эти памятники для нашего народа.
Рисование любимого памятника.
4. Интеграция с другими видами деятельности
Патриотическое воспитание можно интегрировать с другими видами деятельности, такими как музыка и литература. Песни о Родине, чтение патриотических стихотворений и сказок о героях способствуют формированию у детей интереса к своей культуре. Во время изобразительных занятий можно использовать музыкальное сопровождение, что создаст атмосферу вдохновения.
Пример занятия:
Тема: «Песни о Родине»
Цель: Формирование чувства гордости за свою страну через музыку и изобразительное искусство.
Ход занятия:
Прослушивание песен о России.
Обсуждение, что значит для них Родина.
Рисование своих чувств, вызванных музыкой.
Практические рекомендации для воспитателей
Создавайте атмосферу патриотизма: Воспитатель должен создавать в группе атмосферу уважения и любви к Родине. Разговоры о стране, её культуре и традициях должны быть естественной частью общения.
Используйте наглядные материалы: Воспитателям рекомендуется использовать плакаты, фотографии и другие наглядные материалы, отражающие красоту и богатство родной страны. Это поможет детям визуализировать свои представления.
Стимулируйте творческое самовыражение: Позвольте детям проявлять свои чувства и эмоции через изобразительное искусство. Каждый ребёнок должен иметь возможность выразить себя так, как он это чувствует.
Организуйте выставки и конкурсы: Проведение выставок работ детей, посвященных патриотическим темам, позволит не только показать результаты труда, но и сплотить группу, повысить интерес к изобразительному искусству.
Привлекайте родителей: Включение родителей в патриотическое воспитание через совместные проекты, выставки и праздники поможет создать единое пространство для обсуждения и формирования патриотических чувств как у детей, так и у взрослых.
Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства является важным аспектом их общего развития. Художественная деятельность способствует формированию у детей любви к своей стране, уважения к её культуре и истории. Воспитатели, используя разнообразные формы и методы работы, могут значительно повысить уровень патриотической сознательности у своих воспитанников. Важно помнить, что любовь к Родине формируется не только через знания, но и через эмоции, которые дети могут выразить с помощью искусства.
Список литературы
Бородина Елена Николаевна Культуроцентрический подход в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturotsentricheskiy-podhod-v-nravstvenno-patrioticheskom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta.
Макарова Антонина Викторовна, Жупинская Маргарита Васильевна, Артемова Северина Ивановна, Котелевская Елена Олеговна Формирование гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников через виды и жанры изобразительного искусства // Интерактивная наука. 2017. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-starshih-doshkolnikov-cherez-vidy-i-zhanry-izobrazitelnogo-iskusstva.
Малышева, О. В. Воспитание чувства патриотизма посредством изобразительного искусства с использованием ИКТ / О. В. Малышева, Т. В. Бердюгина, И. В. Бакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 676-677. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70375/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат