ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Гоппе Денис Викторович, учитель физкультуры
Муниципальное казeнное общеобразовательное учреждение Чикская средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза Дмитрия Капитоновича Потапова
Аннотация. Физическая культура оказывает значительное влияние на формирование личности школьников, способствуя не только улучшению физического состояния, но и развитию важнейших личностных качеств. В статье рассматриваются аспекты, связанные с влиянием физической культуры на формирование самоуважения, ответственности, настойчивости, командного духа и других характеристик личности, важнейших для полноценного развития. Приведены примеры из практики учителей физической культуры, а также описаны механизмы, через которые физическая активность способствует развитию положительных черт характера у учащихся.
Ключевые слова: физическая культура, личность, самоуважение, ответственность, настойчивость, командный дух, развитие, школьники, воспитание.
Физическая культура — это не только дисциплина, связанная с физическим развитием школьников, но и важный компонент, играющий ключевую роль в формировании их личности. На уроках физической культуры дети учат не только правилам спортивных игр и физическим упражнениям, но и важным жизненным ценностям. Уроки физкультуры являются уникальным пространством для формирования важнейших личностных качеств, таких как ответственность, настойчивость, самодисциплина, командный дух и умение взаимодействовать с другими людьми.
Физическая культура оказывает влияние на личностное развитие учащихся через разнообразные механизмы. Во-первых, занятия физической активностью способствуют формированию здорового образа жизни, что связано с развитием у школьников чувства самоуважения. Регулярные занятия спортом повышают самооценку детей, помогают им ощущать свою физическую силу и уверенность в собственных возможностях. Это также способствует развитию в детях осознания важности заботы о своем здоровье и поддержания физической формы, что является частью их общего личностного роста.
Одним из важнейших аспектов в формировании личности является развитие ответственности. На уроках физической культуры дети учат не только правильной технике выполнения упражнений, но и ответственности за свои действия. В спортивных играх, соревнованиях и коллективных упражнениях каждый ученик осознает, что его успех зависит не только от личных усилий, но и от взаимодействия с партнерами. В командных играх, таких как футбол, баскетбол или волейбол, дети учат себя быть ответственными за выполнение своих функций в группе, принимать участие в совместной деятельности и учитывать интересы других. Это помогает им развивать способность нести ответственность не только за собственные действия, но и за результаты команды в целом.
Кроме того, физическая культура способствует формированию настойчивости. Спортивные занятия, особенно в командных видах спорта или при выполнении сложных физических упражнений, требуют от школьников настойчивости, терпения и усердия. Эти качества развиваются у детей, когда они сталкиваются с трудностями в процессе тренировки или игры, а также когда необходимо приложить усилия для достижения поставленных целей. Например, победа в соревнованиях, успешное выполнение трудных упражнений или улучшение физической формы становятся результатом упорства и целеустремленности. Таким образом, дети учат себя преодолевать трудности, не сдаваться при первых неудачах и достигать успеха благодаря постоянной работе над собой.
Командный дух — это еще одна важная личностная характеристика, которая формируется на уроках физической культуры. Спортивные игры и командные упражнения учат школьников взаимодействовать друг с другом, учитывать мнения и чувства партнера, работать на общую цель. Командный дух в спорте имеет аналогии с коллективной деятельностью в жизни: умение взаимодействовать, договариваться, решать конфликты и принимать решения в интересах группы. Эти навыки крайне важны для формирования личности, так как в будущем они способствуют успешной социализации в обществе, улучшению коммуникации и установлению доверительных отношений с другими людьми.
Физическая культура также способствует формированию у школьников чувства дисциплины и самоконтроля. Регулярные занятия спортом, соблюдение режима тренировок, выполнение физических упражнений по расписанию — все это помогает детям осознать важность соблюдения определенных правил и порядка в жизни. Они учат себя быть дисциплинированными, ответственно подходить к выполнению заданий, следовать правилам и достигать целей с учетом определенных условий. Это важный шаг в становлении их личности, так как дисциплина является неотъемлемой частью любого успеха, будь то в учебе, спорте или в других сферах жизни.
Одним из аспектов, который тесно связан с развитием личности через физическую культуру, является воспитание духа соревнования. Конкуренция на уроках физкультуры помогает учащимся развивать стремление к победе, но при этом важно, чтобы конкуренция не превращалась в разрушительное соревнование. Задача учителя физкультуры — научить детей соревноваться честно, поддерживать других, признавать их победы и учиться на собственных ошибках. Такое отношение к конкуренции способствует развитию у детей таких личностных качеств, как уважение, добросердечность и справедливость.
Еще одним важным аспектом является развитие у школьников умения работать в условиях стресса и давления. На уроках физической культуры часто возникают ситуации, когда необходимо проявить выдержку, справиться с эмоциями и сосредоточиться на задаче в условиях нехватки времени или в процессе активной физической нагрузки. Эти моменты помогают детям развивать психологическую устойчивость, учат контролировать свои эмоции и преодолевать стрессовые ситуации. Это крайне важные навыки для формирования зрелой личности, готовой к жизненным трудностям.
Учитель физической культуры играет важную роль в формировании личности учащихся. Его задача не только обучить детей физической активности и спортивным играм, но и создать в классе атмосферу взаимного уважения, поддержания мотивации, позитивного отношения к тренировкам и соревнованиям. Через различные виды физической активности учитель имеет возможность формировать у учеников уверенность в себе, командный дух, дисциплину и другие важные личностные качества, которые будут служить им в будущем.
Таким образом, физическая культура оказывает мощное влияние на формирование личности школьников. Через занятия спортом и физической активностью дети развивают такие важные качества, как самоуважение, ответственность, настойчивость, командный дух, дисциплину и умение работать в условиях стресса. Эти качества становятся основой успешной социализации, формирования зрелой личности и готовности к решению жизненных задач. Важно, чтобы учитель физической культуры создавал условия, которые способствуют развитию этих навыков, а также мотивировал детей на постоянную работу над собой, что приведет к положительным изменениям в их личностном росте и успехах в жизни.
Список литературы
Адушева Т.Г. Влияние физической культуры на формирование личности // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. №4.
Бабаян Г.К., Егорычева Е.В. Влияние физической культуры на формирование личности // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
. 2019.
Мамаджанов А.Р. Влияние физической культуры и спорта на формирование личности // Теория и практика современной науки. 2019. №5 (47).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат